Июнь 2024
Беседы у озера
На вопросы отвечает Свами Джьотирмайянанда
Вопрос. Существует ли разница между зеркалом ума (mind) и зеркалом сердца?
Ответ. В некоторых контекстах значение слов ум (mind) и сердце (heart) идентично. Однако другие контексты позволяют использовать их в разных смыслах. Если вы изучаете веданту и обучаете ей студентов, вы проводите различие между чувствами [сердцем] и умом. Даже когда вы употребляете термин «ум», вы на самом деле подразумеваете четыре его компонента:
1) «сознающий ум» (манас), который собирает все впечатления из внешнего мира посредством органов чувств;
2) интеллект/разум (буддхи), который даёт оценку воспринимаемой информации;
3) эго (ахамкара), или личностный принцип, который утверждает: «я» и «моё»;
4) «бессознательный ум» (читта), который хранит воспринятые впечатления. Все эти четыре компонента, вместе взятые, образуют «внутренний инструмент» души (антах-карану [antah-karana]).
Представьте себе черепаху, которая сначала вытягивает свои конечности, а затем убирает их под панцирь. Подобно черепахе, ваш «сознающий ум», интеллект, эго и «бессознательный ум» вытягивают свои конечности. Но по мере того как вы духовно развиваетесь, а ваш ум становится совершенно спокойным (exceedingly relaxed), эти «конечности» уходят внутрь. На этой стадии вы являетесь не чем иным, как сердцем. Однако когда ум занят постоянными расчётами, анализом и принятием решений, когда он активен и сосредоточен на внешнем мире, вы отдаляетесь от сердца и действуете с позиции четырехмерного ума.
Рассмотрим высказывание из Писания: “Ahar shuddhau sattwa shuddhih”.* Оно подразумевает, что, когда всё, процеженное (filtered) через ум и чувства, чисто (саттвично), человек воспринимает всё позитивно. Это и есть чистота чувств (саттва-шуддхи), при которой ваше сердце становится чистым, подобно голубому небу. Это состояние также называют читта-шуддхи. Читта-шуддхи – это не что иное, как чистота сердца, представляющая собой полностью очищенный ум.
Очищение ума достигает своего апогея, когда ум растворяется в сердце. Мышление достигает своего апогея, когда оно заменяется чувствованием внутренней реальности. Мышление подобно зуду, который требует внимания и действий. С другой стороны, когда ум растворяется в сердце, мышление уступает место чувству глубокого покоя и неподвижности.** Итак, ум – это проход к сердцу, а сердце – это реальность, скрывающаяся за умом.
* Полная цитата: “Ahar shuddhau sattwa shuddhih, sattwa shuddhau dhruva smritih, dhruva-smritau sarva granthmamo vipra mokshah”. Это означает: «Когда поток умственного и чувственного восприятия очищается, это и есть чистота сердца. Чистота сердца приводит к осознанию Абсолюта: “Я есмь Брахман”.Таким образом развязываются три узла сердца (авидьи – неведения, камы – тонких желаний, или васан, и кармы – действия)».
От переводчика:
** «Истинная сила человека не в порывах, а в нерушимом спокойствии».
Лев Толстой
«В человеке суетливом истинная природа не в силах проявить себя».
Хун Цзычен (XVII в.) –
китайский писатель, философ, поэт. Автор сборника афоризмов «Вкус корней», в котором проповедовал широту взглядов и веротерпимость.
Вопрос. Если все стремятся к счастью, почему так мало людей его обретает?
Ответ. Каждый хочет достичь истинного Блаженства. Но увы, люди ищут это блаженство в тенях своего Высшего «Я»: в условиях внешнего мира и мирских вещей, а не внутри себя. В этом методе поиска и кроется ошибка.
InternationalYogaGuide. Vol. 61, No. 10, June 2024
...
В небольшом, но уютном городке Горячий Ключ Краснодарского края с 18 по 20 октября прошёл очередной 28-й ретрит нашей Школы. Шесть часов занятий в новом для нас зале пансионата «Берёзка» вылились в тринадцать часов интенсивного погружения в тему ретрита: «Медитация… и не только». Как бы в знак одобрения нашему йогическому мероприятию Природа подарила нам на все три дня хорошую погоду: безветренную, комфортную по температуре и солнечную в день отъезда.