С праздником Махашиваратри!

Ом Намах Шивайя! Коллектив Школы йоги Парашакти сердечно поздравляет друзей нашего сайта с праздником Махашиваратри, «Великой ночью Шивы», главным праздником последователей шиваизма, одного из трёх главных направлений индуистской религии. Он отмечается ежегодно за одну ночь до новолуния в феврале-марте постом, всенощным бдением, пением бхаджанов и киртанов, медитацией и поклонением Шиве как Махешваре, «Великому (личностному) Господу», Первичной Душе.

Этот праздник широко отмечается также и йогинами. Однако здесь следует иметь в виду то обстоятельство, что, согласно йогической традиции, Шива рассматривается не как бог, а как Ади йог, т. е. первый йог, и Ади Гуру, первый Гуру. Именно он на берегах гималайского озера Кантисаровар, что в нескольких километрах от Кедарнатха, передал йогические знания своим первым ученикам, саптаришам («семи мудрецам»). Это была первая йогическая программа. Некоторые полагают, что это случилось 60 000 лет тому назад, другие – 30 000 или 35 000 лет тому назад. Третьи, такие как Садхгуру, настаивают на цифре «не менее 15 000 лет». В любом случае это событие произошло задолго до возникновения первых религий.

Ученики Шивы, саптариши, распространили науку йоги по разным частям мира, включая Азию, Ближний Восток, Северную Африку и Южную Америку. Интересно, что современные учёные отметили поразительные параллели между древнейшими культурами, обнаруженными по всему свету. Однако именно в Индии система йоги обрела своё наиболее полное выражение. Исключительную роль в этом сыграл один из саптаришей, Агастья, который, путешествуя по всему Индийскому субконтиненту, вывел йогический образ жизни на уровень культуры.

Конечно, и до Шивы были люди, обладавшие йогическими знаниями, но именно Шива первым создал систему исключительных по силе воздействия йогических методов, науку (шастру) «внутреннего благополучия», известную как 112 фундаментальных методов (112 fundamental ways), позволяющую человеку смело встречать любые превратности судьбы, полностью реализовать свой внутренний потенциал и достичь Просветления. И эту науку он передал другим, в чём и состоит его великая заслуга.

Особое состояние природы в эту ночь и день даёт людям возможность использовать её силы для их благополучия и духовного развития, и это наиболее благоприятное время для снискания у Господа Шивы его Благосклонности и Милости.



ГОСПОДЬ ШИВА – РАЗРУШИТЕЛЬ
Свами Джьотирмайянанда

Согласно ведической традиции, Брахман (Абсолют) или Бог – суть одно, однако Его можно рассматривать в трёх ипостасях: Бог как создатель называется Брахмой, Бог как разрушитель называется Шивой и Бог как охранитель Мироздания называется Вишну (верховная божественная триада индуизма. – Переводчик). Тем, кому не знаком мистицизм ведической философии, поклонение разрушению может показаться довольно странным. Но если немного поразмыслить, то символизм Шивы-Разрушителя становится ясен.

Дело в том, что, согласно ведическому мистицизму, Господь Шива фактически выступает в двух ролях: доброго, великодушного и грозного, устрашающего. В роли доброго он называется Шивой, грозного – Рудрой. Как даритель благ Он называется Шивой – воплощением благоприятного. Как разрушитель он называется Рудрой – «Ужасным». Когда бы вы ни взывали к Шиве, чтобы снискать Его милость, Он к негативному аспекту вашей личности приходит как разрушитель, а к позитивному – как нежный дождь благословений.

Вы можете сравнить свою личность с полем, на котором вы посеяли два вида растений: сорняки и полезные растения. Сорняки душат все полезные, культурные насаждения и губят урожай. Божественное влияние (вмешательство свыше) помогает всему, что полезно, и уничтожает всё, что пользы не приносит. Нежным дождём благодати, милости оно питает всё лучшее в вас, но, когда необходимо, оно безжалостным рывком с корнем вырывает все сорняки!

Ничего хорошего, стоящего нельзя достичь, пока не удалено всё скверное, бесполезное, нежелательное. Для того чтобы получить свет от свечи, свеча должна постоянно разрушаться. Итак, разрушение и созидание замечательным образом идут рука об руку.

Для духовного подвижника разрушение означает искоренение таких черт характера, как гордыня, эгоизм, привязанность, ненависть – многочисленных психических образований (наслоений) подсознания и бессознательного, так называемых самскар, – и, в конечном счёте, уничтожение самого неведения, авидьи. Поэтому нет ничего удивительного в том, что такой Шива почитается как Божество санньясы, отречения. Для всех санньясинов – людей, ставших на путь отречения, – равно как и для тех, кто изучает веданту, Господь Шива является высшим символом разрушения мирового процесса (круговорота рождения и смерти. – Переводчик).




КОСМИЧЕСКИЙ ТАНЕЦ ШИВЫ
Выдержка из классной лекции по Йога Васиштхе Свами Джьотирмайянанды

Эта вселенная не что иное, как проявление божественных сил в различных формах. Обусловленному уму кажется, что эти силы скрывают Брахмана. Но если бы ваш ум очистился, вы бы поняли, что эти силы на самом деле прославляют Его. Имена и формы не прячут Брахмана. Они прославляют Брахмана.

Когда вы смотрите на солнце, то кажется, что ослепительные лучи скрывают солнце, но эти ослепительные лучи и солнце суть одно и то же. Солнечные лучи прославляют солнце. Когда вы глядите на океан, то создаётся впечатление, что волны скрывают океан, но волны – это и есть океан. Они как бы прославляют океан.

Если бы ум ваш был очищен, все имена и формы, все явления, хитросплетения событий, всё происходящее, все обстоятельства воспринимались бы как волнующийся океан Бога. Однако если ум обусловлен, тогда кажется, что Майя скрывает Брахмана и создаёт нечто отличное от Брахмана. Иллюзии мира, симпатии и антипатии, чувство собственности, отождествление с телом – всё это возникает из-за неведения. И когда всё это обретает развитую форму, тогда Майя скрывает Брахмана. Ум запутывается в сетях своих собственных грёз (dreams), и безграничное величие Бога оказывается недоступным ему.

Очищенный же ум видит этот мир и все живые существа в нём как выражение Бога. Образом, отражающим такое выражение Богом самого Себя, является танец Господа Шивы. Господь Шива пребывает в вечном танце, и танец этот отражается в биении вашего сердца, в движении планет, в восходе и заходе солнца, в шуме прибоя. Космический Танец Шивы – это ритм, вибрация, пульсация и временной порядок, поддерживаемые всеми живыми существами.

Бог как бы исполняет вселенский танец. Когда океан волнуется, он предстаёт в образе танцующей воды. Из-за обилия энергии океан так радостен! Свой смех он выражает через волны, свой танец – через водовороты. Подобно этому, если вы посмотрите на мир очищенным умом, вы увидите божественное великолепие сродни вздымающемуся океану, и в ваших глазах он будет оставаться всегда таким.

И подобно всякому танцу этот космический танец Шивы вызывает в людях самые разные чувства и тем самым захватывает их. Одно из происходящего вокруг нас вызывает романтическое и лирическое настроение, другое воспринимается с чувством юмора, третье же кажется трогательным. Так, например, в лесу маленькие оленята предоставлены самим себе: родившись, они очень скоро встают и через короткое время начинают пытаться бегать. Они делают это неуклюже. С одной стороны, это выглядит смешным, с другой – вызывает сострадание и даже грусть.

В мире происходят вещи и другого рода: землетрясения, извержения вулканов, ураганы, наводнения, которые вызывают чувство страха и благоговейного трепета перед жуткими силами природы. Эта божественная сила бьёт, как кнут со всего маха.

Когда лучи солнца восходят и рассеивают мрак, они уподобляются выходящему на сцену герою, чтобы покарать злодеев. И это может вызвать в человеке чувства, исполненные героического пафоса.

Иногда мы видим сцены, от которых кровь стынет в жилах, и нас охватывает ужас. Когда происходят катастрофы, когда разверзается земля, готовая поглотить сотни и тысячи людей, это потрясает человеческое сердце. Другие сцены наполняют ум отвращением. Некоторые вещи восхищают наше сердце, а другие вызывают глубокое умиротворение.

Мир – это выражение божественного танца, танца, который вызывает все эти самые разные настроения, чтобы вам, участникам этого спектакля, не было скучно. Если бы мир не менялся, а оставался бы неизменным, ум человеческий томился бы от скуки. Но это не так.

Этот мир так разнообразен в своих проявлениях. Когда вы идёте в кинотеатр, вам хочется испытать нечто захватывающее: чтобы фильм пощекотал вам нервы, заставил поволноваться, испугаться, прослезиться, и тогда вы чувствуете, что не зря заплатили за него деньги. Если вы ничего такого не увидите и вместо действий вам покажут лишь один цветок на экране, вы почувствуете себя обманутыми.

Если вы смотрите на мир отчуждённо, просто как зритель, он предстаёт вам великолепным драматическим творением. Но как только вы попадаете под его влияние, втягиваетесь в него, то сразу же возникают проблемы.

Отчуждённость (непривязанность) приходит через Просветление. Вы смотрите на мир, на своё тело, на себя как на личность и на всё остальное в мире как свидетель, зритель. Тогда весь мир становится танцем Господа Шивы. За всем, что происходит, стоит божественное великолепие. Но как только вы вовлекаетесь в этот мир, тогда он перестаёт быть танцем Шивы – он становится танцем неведения. Когда вы видите сцену с вампиром, жаждущим чьей-либо крови, она возбуждает вас, и вы начинаете с большим желанием есть мороженое. Но как бы вы почувствовали себя, если б вампир оказался за вашей спиной!

Когда вы вовлекаетесь в драму мирового процесса, вы переживаете неприятности и страдания. Но как только ваш взгляд на мир меняется и вы воспринимаете его отчуждённо, он превращается в танец Шивы, каждое движение которого – любая ситуация, любое событие: рождение, старение, смерть, обретение, потеря, нищета или процветание – вызывает трепет в сердце. Всё, что происходит в мире, есть танец Шивы.

Шива любит две вещи: он любит медитировать и любит танцевать. Он танцует под необычный барабанчик, называемый дамару, и, когда он танцует, все другие боги тоже танцуют. Вишну начинает танцевать, Брахма начинает танцевать, все Дэви (Богини) начинают танцевать. И в этот танец вовлекается всё – планеты, звёзды, земля, горы. Всё танцует, всё пульсирует безостановочно, каждое мгновение.

Но когда приходит момент и Шива разрушает этот мир – всё сотворённое, – Он садится в глубокую медитацию. Всё удаляется (withdrawn), перестаёт быть. Но затем, с началом другого цикла творения, танец возобновляется, и Господь Шива вновь наслаждается этим грандиозным танцем. Он танцует, и Он же наслаждается своим танцем. Этому Шиве, этому Божественному Я, и следует поклоняться.

С более высоких духовных позиций танец и медитация Шивы следует рассматривать как неотъемлемые друг от друга. Просветлённый йог участвует в танце Шивы, выполняя свои повседневные обязанности, и в то же время он остаётся погружённым в не-двойственность божественного Духа (Non-duality of the Self), где мира времени и пространства более не существует.

Источник. International Yoga Guide, April 2006
Перевод с англ. Владимира Афанасьева


Дата опубликования: 2024-03-05
Все новости
Наши занятия