Йога и Россия
Йога и Россия
Однажды, еще на заре «горбачевской» Перестройки, меня спросили: «Интерес к йоге в Западных странах, где её начали представлять индийские учителя ещё с конца XIX века, вполне понятен. А чем вызван интерес к ней в нашей стране, как Вы считаете»? Тогда я дал на него краткий ответ, сводящийся к тому, что йога, будучи универсальным учением, затрагивает проблемы, общие для всех людей вне зависимости от национальной принадлежности — проблемы физического здоровья, нравственных ценностей и духовного развития человека, и что именно в йоге восточная мудрость нашла свое, пожалуй, наиболее полное выражение. Теперь же, пользуясь возможностью, я хотел бы остановиться на этом вопросе более подробно с учётом тех изменений, которые произошли в нашем обществе за это время.
Помню, в середине 70-х годов прошлого века один мой добрый знакомый из Запорожья высказал мысль, что путь к йоге у нас в стране лежит через болезнь. Действительно, многие из тех, кто прибегал и продолжает прибегать к йоге, имеют целью поправить пошатнувшееся здоровье, особенно когда пошатывается вера в официальную медицину, делающую основной упор на медикаментозную терапию с её практически неизбежными, часто дающими осложнение побочными реакциями и лекарственной зависимостью. Как метко выразился американский токсиколог E.К. Ламберт (E.С. Lambert): «Есть больные, которым нельзя помочь, но нет таких больных, которым нельзя навредить». В отличие от медицины йога не может навредить, если правильно ей заниматься, и есть много людей, которым она помогла, которых вытащила из очень тяжёлых психических состояний и излечила от физических недугов. Этим утверждением я ни в коей мере не противопоставляю йогу медицине — у каждой из них свой достойный фронт работы. Терапевтический эффект асан и других упражнений в йоге, который действительно имеет место, не является самоцелью. Её задачи совсем иного плана.
В советское время люди занимались йогой самостоятельно по самиздатовским книгам, гораздо реже — в немногочисленных и весьма скромных по уровню преподавания группах «Здоровья», существование которых власти не принимали всерьёз как реальную угрозу идеологическим устоям государства, и поэтому, в целом, закрывали на них глаза. Но интерес к йоге в те времена был огромен и неподделен, а большинство тех, кто интересовался ею, были мужчины, многие из которых на своё здоровье отнюдь не жаловались. Для нас — к счастью я был в их числе — йога оказалась ещё и вожделенным глотком свободы, которой так не хватало людям советской эпохи.
Сегодня йогой стали заниматься (точнее сказать, «ходить на йогу») и вполне здоровые люди — женщиныв основном, — испытавшие на себе влияние вездесущей рекламы, гарантирующей быстрое похудение, красоту тела и сексуальную привлекательность. Может ли, на самом деле, йога дать им это? В принципе, да, может; правда, с целым рядом оговорок. Но и такое времяпрепровождение, безусловно, является позитивным фактором в противоположность ночным хождениям по клубам и дискотекам с их отупляющей «музыкой» и одурманивающей атмосферой или вечерним «посиделкам» перед телевизором. Что же касается мужской части населения, то в условиях упадка общей культуры, переживаемого сегодня нацией, её интерес к йоге, как и вообще к духовной проблематике, заметно снизился. Тем не менее, и среди них, конечно же, есть энтузиасты, которые обращаются к йоге и практикуют её в той или иной форме самостоятельно либо в группах. Мой опыт преподавания йоги позволяет констатировать, что, даже начав заниматься йогой в группе, мужчины гораздо быстрее «сходят с дистанции», нежели женщины, мотивация и воля которых на порядок выше, чем у мужчин.Глубоко же изучают йогу и интенсивно ее практикуют лишь очень немногие.
Основной контингент лиц, имеющих к йоге какое-то отношение, состоит из тех, которые вроде бы и интересуются йогой — что-то знают (читали) или слышали (ходили на лекцию или семинар), сами что-то выполняли или посещали групповые занятия, — но так и не определились: нужна она им или нет. Главная проблема большинства не определившихся, как опять же показывает мой опыт, формулируется одной простой фразой: «хотелось бы, но…». В чём конкретно это может выражаться?
Кого-то сдерживает религиозный фактор: «Мы ведь всё-таки христиане…!» Яички красите раз в год? Крестик носите? Иконку в офисе поставили? Батюшка наказывал? Серьёзные аргументы супротив йоги!
Кого-то «чёрт удерживает», а попросту говоря, бес лени. О! Этот товарищ хорошо знает своё дело!
Кому-то терпения не хватает, а иным «к сожалению, график работы не позволяет». Сочувствую!
Бывает, что «форму постирали» и неделями забывают взять её с собой, «а без неё как заниматься»? Тоже верно!
Другие разводятся — не до того… Что поделаешь, судьба!
Десятым, только что поженившимся, семейную жизнь обустраивать надо: детей рожать, растить, воспитывать. Нужное дело, кто спорит?!
А двадцатым «деньги срочно вкладывать в дело» (лишних нет). Согласен, за место под солнцем нужно сражаться! Кто не рискует, тот… сами знаете! Хотя… может, иногда всё же стоит остановиться, осмотреться, прислушаться к своему сердцу и спросить себя: «А нужно ли мне это на самом деле?»
Ты перебираешь лапками. Ты обгоняешь очередного конкурента, зарабатываешь очки. Цифры на твоих банковских счетах растут, а у тебя одышка, пошаливает сердце, в почках камни. Тебе тоскливо, тебе страшно. Тебе кажется, что смерть неотвратима. На самом деле ты боишься не ее. Ты боишься встретиться с самим собой, по ту сторону тебе будет стыдно самому себе посмотреть в глаза1.
Так, уступая бесконечным «хотелось бы, но…», жизнь и проходит: тело дряхлеет, воля слабеет, сердце тускнеет и ещё сильнее пошаливает… А воз проблем и ныне там.
Тело по природе своей инертно, тамасично, впрочем, как и телесное сознание. Жизненные ценности и ориентиры у многих людей размыты, а если сводятся исключительно к «материальному благополучию» и «личному счастью», неизбежно приводят к потере смысла жизни, так называемому кризису цели, или, говоря языком психологии, «экзистенциальному вакууму», ослабляя и без того далеко не могучую силу воли человека. А ум…, побуждаемый вышеупомянутым «товарищем», он всегда готов оправдать любые уловки человеческих слабостей и несовершенств.
Показателен эксперимент, проведенный американским профессором психологии Эдом Динером (Edward Diener, р.1946), занимающимся последние 25 лет проблемами счастья и благополучия. Пытаясь в своих исследованиях определить, какова степень удовлетворенности собственной жизнью среди богатых людей, представителей среднего класса и малоимущих, он пришёл к заключению, что она среди богатых лишь незначительно выше показателей, характерных для среднего класса и малоимущих. Но наиболее интересную особенность он выявил, когда обратил внимание на динамику. Оказалось, что наибольшее счастье от удовлетворенных потребностей человек испытывает, «выбиваясь в люди», то есть, когдаиз бедности, униженного положения в обществе, приложив усилия, он сравнительно быстро добивается успеха и становится обеспеченным. Но как только человек перерастает средний уровень благополучия, вся его удовлетворённость от факта собственной состоятельности и своих возможностей постепенно сходит на нет. Это происходит потому, что кроме соревнования с соседом, «у кого лучше подстрижена лужайка и у кого дороже ботинки», стремиться особо-то и не к чему. Вот здесь йога и может стать великим подспорьем для того, чтобы пойти дальше и из просто «людей» выбиться в «настоящие люди», жизнь которых исполнена высшего смысла жизни — самопознания и блага общества!
Наконец, стоит упомянуть и о таких представителях рода человеческого, которые категорически не приемлют йогу из религиозных убеждений и занимают по отношению к ней откровенно враждебную позицию. Наиболее активные из них выступают зачинщиками антийоговских кампаний, проводимых, в частности по линии Internet’а. На ниве духовного просвещения, как они искренне полагают, эти агрессивные ревнители веры любят глагольствовать от имени Бога, вопиять о происках Диавола, о духовном вреде медитации, асан и бог знает, о чём ещё, не укладывающемся в рамки их канонического мировоззрения. Возгордившиеся своей убеждённостью в причастность к божественной Истине, эти люди стараются вызвать у других чувство неприязни к духовной культуре традиционно дружественного нам индийского народа, о которой ничего по сути-то и не знают; и, сея, тем самым, раздор, оказывают Всеблагому — да и своей религии также — дурную услугу.
По существу, Востоком надо заниматься не ранее 30 лет, и то только после основательного самоэкзамена в усвоении основных форм европейской культуры2.
Академик Алексеев В.М. (1881−1951),
востоковед
Справедливости ради стоит заметить, что порой сами последователи йоги, в особенности российские, дают веский повод для этого, когда, пренебрегая йогическими принципами, призывающими своих адептов к скромности3, запечатлевают себя на фотографиях в труднейших физических позах (часто на камнях и даже скалах) и тем демонстрируют «настоящую йогу» и свои в ней достижения. (О неправомерности столь вольных интерпретаций йоги будет сказано во втором томе моей книги «Хатха-йога: теория и практика. Том II. Йога-асаны. Древнеиндийское учение о психофизическом совершенстве»). Такими фотографиями пестрит Internet и бесчисленные рекламные листовки, зазывающие посетить семинар очередного (в длинном списке) «одного из лучших мастеров йоги в России». В этом смысле простой смиренный христианин из глубинки гораздо более достоин называться йогом, нежели подобный мастер. Какая же такая спецкомиссия, позвольте спросить, определяет, кто лучший, а кто не лучший, кто первый, а кто последний? Пытаться предстать в глазах несведущей публики в числе избранных мастеру йоги негоже. В этом вопросе надо бы проявлять большее благоразумие, памятуя предупреждение Господа Иисуса: «Многие же будут первые последними, и последние первыми (Мф. 19: 30)»! Не получится ли так?
Примеров, демонстрирующих такое положение дел, довольно много. Ну, скажите, бога ради, зачем статью «Yoga and Morality» («Йога и мораль»), помещённую в Internet’e на одном из англоязычных сайтов, сопровождать сложной, требующей немалых физических усилий асаной в авторском исполнении, что сделал один известный «Yoga Master (такой-то)» из ближнего славянского зарубежья? Что хотел мой коллега сказать этим? Что соблюдать йоговскую мораль так же трудно, как и находиться в этой позе? Если так, тогда полностью согласен и даже восторгаюсь хитроумным ходом автора! Если же нет, то понять, какое отношение она, эта поза, имеет к морали, сказать так же трудно, как и выполнить её.
Иногда, просматривая журнальные или выложенные в Internet статьи по йоге, сталкиваешься с поразительной безграмотностью. Так, некоторые инструкторы по йоге вполне серьёзно заявляют, что им «приходится брать на себя карму своих учеников». Подобные откровения своей наивностью способны вызвать разве что умиление. С другой же стороны, вера в то, что принятие на себя кармы другого человека возможно, не столь уж и безвредна, прежде всего, для самих инструкторов, поскольку может вызвать гордыню или посеять страх. К тому же, вложенная кем-то или ими самими в их голову убеждённость в реальность этого, способна запустить механизм разрушительный для их отношений с учениками.
Никто не может взять на себя бремя чьих-либо грехов, даже гуру. Полагать, что гуру, посвящая тебя в йогу, взваливает на свои плечи твои грехи, является большой ошибкой. В действительности, это могут делать — и делают — лишь Божественные Воплощения (аватары) в силу своего безграничного милосердия4.
Свами Вираджананда
Яркой иллюстрацией того, что значит взять на себя карму другого человека, может служить эпизод из жизни аватара кали-юги, Бхагавана Шри Сатьи Саи Бабы, детально описанный во втором томе его четырёхтомной биографии5. Так что, дорогие инструкторы по йоге, спите спокойно и дайте спать спокойно другим.
К сожалению, эксплуатация йоги на территории России в коммерческих целях, нивелирование её сокровенности в угоду легкомысленного популизма, похоже, из нездоровой тенденции, наметившейся с начала 2000-х годов, переросли в болезнь и стали обычным делом. Этому вольно или невольно способствуют некоторые журналы, иллюстративно выставляющие йогу в гламурном свете, акцентирующие внимание читателей, прежде всего, на внешнем эффекте. Да, красиво, да, эффектно, стильно, эротично! Но при чём тут йога? Коммерческие нотки, звонко-струнно звучащие со страниц таких журналов, в своей динамике достигают кульминации (fortissimo!), когда объявляют об «уникальной возможности встречи» с «лучшими мировыми учителями йоги», «гималайскими йогами (готовыми дать в столице нашей родины уроки со скидкой в 30% — и чего им там, в Гималаях, не сидится?!)»; когда представляют очередного уважаемого зарубежного гостя, приглашённого в нашу страну, как «одного из самых уважаемых преподавателей йоги в мире»!
При всём многообразии школ, традиций и стилей йоги в современном мире, существующих как вполне самостоятельные и, как правило, вполне обособленные друг от друга институты психофизической и духовной культуры, подобные заявления выглядят нелепо.
И уж совсем некорректно со страниц таких журналов характеризовать преподавателя йоги — неважно, какого стиля — прилагательным «ведущий». «Ведущим» может быть программист, оператор, инженер, учёный, любой другой специалист мирской профессии. Преподаватель же, в силу своей особой специфики и учительской миссии вести уроки, передавая знания своим ученикам, не нуждается в такой характеристике. В йоге — особенно. Это, как медитация, не нуждается в прилагательном «трансцендентальная», поскольку медитация как таковая либо трансцендентальна, либо это не медитация. Откуда взялась эта манера восхвалять садхаков, пусть и учительствующих, и возводить их в ранг «ведущих» и «лучших»?
Можно и нужно хвалить человека за его заслуги, поощрять этим его труд, его устремление, мастерство. Можно восторгаться человеком, ценить его. Но лишь Бог и Гуру, постигший Бога, достойны восхваления!
Ссылки и примечания
1 Дашкова П.В. Misterium Tremendum. Тайна, приводящая в трепет. Источник счастья: Книга вторая: роман. — М.: Астрель: АСТ, 2008. С. 208.
2 Алексеев В.М. Наука о Востоке. М. Гл. ред. вост. лит. изд-ва «Наука», 1982. С. 341.
3 Скромность (санскр. хри) в йоге считается божественным качеством человеческой души. Об этом, например, прямо говориться в «Бхагавадгите» (глава 16, шлока 2).
4 Swami Virajananda Paramartha Prasanga. Towards The Goal Supreme. Advaita Ashrama, 5 Dehi Entally Road, Calcutta 14, India, Fourth Impression, August 1979, pp. 52−53.
5 Описание этого захватывающего эпизода можно найти в следующих книгах: Афанасьев В.П. Записки русского пилигрима. — Санкт-Петербург.: «СаиВеда», 2000. С. 38−51. и Н. Кастури. Истина, Добро, Красота /Сатьям, Шивам, Сундарам/. История жизни Сатья Саи Бабы. Том II. Глава 5. Шива-Шакти. — М.: Амрита-Русь, 2008.
Источник. Владимир Афанасьев «Хатха-йога: теория и практика». Том I. Москва, изд. Амрита-Русь, 2015, сс. 69–77»)
...
В небольшом, но уютном городке Горячий Ключ Краснодарского края с 18 по 20 октября прошёл очередной 28-й ретрит нашей Школы. Шесть часов занятий в новом для нас зале пансионата «Берёзка» вылились в тринадцать часов интенсивного погружения в тему ретрита: «Медитация… и не только». Как бы в знак одобрения нашему йогическому мероприятию Природа подарила нам на все три дня хорошую погоду: безветренную, комфортную по температуре и солнечную в день отъезда.