Символ школы

Отличительный знак Школы представляет собой заключённый в Линге покоящийся на взволнованной водной поверхности цветок лотоса, из которого вертикально вверх, в сакральную часть Линги, устремляется змея с санскритской литерой Ом на капюшоне.


Символика знака

Линага(м) (букв. “знак, признак, характеристика рода”) – древний символ мужского начала и главный символ Шивы, представляющего собой, согласно философии йоги, Космическое Сознание в его имперсональном аспекте. Выражает идею единства объективированной реальности материального мира с необъективированным духовным началом, исконно присущим человеку. Овальная форма линги означает безначальное и бесконечное сущностное бытие вне времени и пространства. “Шива Пурана”, один из главных священных текстов древних индуистских преданий, рассматривает шивалингу как Пространство, в котором Вселенная творится и уничтожается вновь и вновь. Он также символизирует творческий принцип жизни, её созидательное начало и конечную цель: растворение (лайя) ограниченного “ментального сознания” в Космическом Сознании – беспредельной высшей духовной Реальности. Согласно Сатья Саи Бабе этот символ “наиболее совершенно выражает идею вездесущности, всеведения и всемогущества” – атрибутов, приписываемых Богу.

Взволнованная водная поверхность символизирует сансару – тварный мир, в который вовлечена душа человека. Народная индийская мудрость гласит: 'Куда вы ни посмотрите, везде стремление и страсти, бешеная погоня за удовольствиями, поспешное бегство от боли и смерти, везде пустота и жар разрушающих желаний. Мир полон связей и изменений. Это и есть сансара'. Духовная трансформация, к которой призывает йога, состоит в преодолении роковой привязанности к материальному миру с его магической привлекательностью и иллюзорными, сиюминутными благами.

Цветок лотоса символизирует Чистое Абсолютное Сознание (Чит), озаряющее духовным светом всё Творение, каждое его проявление, что делает возможным его познание. Лотос также символизирует духовное развитие человека, раскрытие его духовного потенциала. Как корни лотоса берут своё начало в иле, но сам цветок, прорастая через воду, выходит на её поверхность и расцветает над ней, так человек из мрака духовного неведения, тянется через воды мирской иллюзии к царящему над ними Свету, чтобы раскрыться духом и обрести Свободу. Илорождённый – так поэтично называют лотос упанишады. Великий индийский поэт Рабиндранат Тагор в своём стихотворении "Йог" величает его “огненным цветком": “Разогнав туман густой, рдеет лотос золотой, Огненный цветок”. Фонетика русского языка, к счастью, способна в звуковой форме передать восхитительную нежность и обаяние этого великолепного образа.

Змея как знак имеет во многих религиях и тайных учениях целый ряд символических значений. В данном случае она символизирует духовную энергию человека, кундалини-шакти (букв. “свёрнутую силу”), пробуждение которой, с помощью йогических методов, открывает перед человеком безграничные возможности психического развития и духовного роста. Эта божественная сила представляет собой высшее проявление Сознания в человеке. Если Шива, согласно йогической философии, олицетворяет статический аспект Космического Сознания, то Кундалини-шакти – его динамический аспект. Побуждаемая чистой, добродетельной жизнью и духовной практикой, эта сила начинает пробуждаться и являть себя как творческое начало, наделяя человека харизмой и очищая его сознание. Она – источник озарения и просветления. Её путь пролегает через психоэнергетические “центры” человека, соотносящиеся с различными уровнями Бытия (физического, астрального и причинного), и её конечным “пунктом” является Шива - вездесущая духовная Реальность. Их слияние, переживаемое как "сияние тысяч солнц невероятной яркости", и есть йога. В этот момент кундалини-шакти, переливаясь светом и заполняя в просветлённом сознании йогина абсолютно всё, начинает блаженно “играть” и раскрывает великую тайну о мире и о жизни в нём как о Божественной игре. В йоге шиваитского толка такое постижение называется “чистым знанием” (шуддха видья), а воссоединённая с Шивой кундалини-шакти нарекается своим наивысшим именем – Парашакти.

Ом (Аум) является одним из важнейших йогических и ведантических символов и понятий. “В Ведах Я – это Ом, слог священный”, говорит Господь Кришна в седьмой главе "Бхагавадгиты", разъясняя своему ученику Арджуне, кто Он. В "Катха упанишаде" её юный герой, Начикетас, спрашивает у Ямы, бога смерти: “Пожалуйста, расскажи мне о Том, что находится за пределами добродетели и порока, за пределами тварного и нетварного, за пределами трёх периодов времени – прошлого, настоящего и будущего. Прошу тебя, расскажи мне о том, что ты почитаешь за Истину”. И Яма отвечает: “Эту Высшую Обитель, прославляемую Ведами, для достижения которой предаются воздержанию и всевозможной аскезе, эту Обитель я опишу вкратце: это – Ом. Эта литера (Ом) воистину есть Брахман (Абсолют). Она вечна. Тот, кто познал её, обретает всё, что ни пожелает. Это лучшая (символическая) опора (для духовной практики). Это наивысшая опора. Познав эту опору, человек достигает славы в обители Брахмана” (I /2/:14-17).

Итак, Ом – это мистическая формула (мантра), откровение высшей реальности, Брахмана. В ней выражается одновременно и имя, и форма высшей истины. Ом называют пранавой, что означает трансцендентное состояние. На санскрите Ом обозначается тремя буквами: а, у, м. Символика этих букв такова:

А относится к физическому телу, физическому миру и бодрствующему состоянию (джаграт), она также представляет Космическое Бытие (Вират), заключающее в себе все тела материального мира. Наша душа (дживатма) проявляется через это состояние, но не является таковой.

У относится к состоянию неглубокого сна (свапна), астральному телу и космической совокупности всех астральных тел (Хираньягарбха; это тонкое метафизическое проявление Вселенной в форме космической силы или космического разума). Наша душа (дживатма) проявляется через это состояние, но не является по сути таковой.

М относится к состоянию глубокого сна (сушупти), причинному телу и Ишваре, Богу, космическим причинным телом, источником всего сущего, первопричиной всего. Это состояние находится за пределами ума. Это – царство или океан бессознательного. Наша душа (дживатма) проявляется через это состояние, но не является по сути таковой.

Однако существует ещё одно состояние: запредельное. Это – Безмолвие, результат интеграции всех трёх состояний, их р а з р е ш е н и е. Такое слияние трёх аспектов или компонентов а-у-м и называется пранавой, трансцендентной совокупностью. Это состояние носит название турийя и обозначается точкой (бинду). При каждом распевании мантры Ом это состояние выражается короткой заключительной паузой. Этот трансцендентный аспект Сознания является основной частью мантры Ом - её сущностью - и называется ардха-матра.

События и новости
2017-11-13Ретрит Школы йоги «Парашакти»: Осень 2017

С 10 по 12 ноября в отеле «Большая медведица» (хутор Гуамка Апшеронского р-на) прошёл очередной, двадцать первый, ретрит Школы йоги «Парашакти» по теме: «Секреты Праны и пранаямы», в основу которой легло учение Свами Нараянананды. В этот год богини Кали — на его исходе — мы сочли должным уделить особое внимание и выразить своё глубокое почтение Шри Кали-Дурге.

2017-07-01ОМ ШРИ ГУРАВЕ НАМАХА!

Школа йоги «Парашакти» сердечно поздравляет всех учителей и учеников йоги с замечательным праздником – Вьяса Пурнимой. Согласно ведической традиции, именно в этот день был рожден великий мудрец Вьяса – «разделитель» Вед, автор древнеиндийского эпоса «Махабхараты» и священных пуран, основоположник философии веданты. Если в далеком прошлом в этот день духовные подвижники отдавали дань уважения исключительно Вьясе, как первому учителю, то впоследствии день Вьяса Пурнимы приобрел иные, гораздо более широкие масштабы и превратился в праздник всех учителей, академических в том числе. По этой причине он стал называться Гуру Пурнимой.


Гуру Пурнима отмечается ежегодно в полнолуние и выпадает на месяц Ашадх (июнь-июль). Это первый день годового периода Чатурмас («четырёх месяцев»), благоприятных для сельского хозяйства.


По всей Индии в ашрамах и монастырях в этот день совершаются специальные пуджи, посвященные гуру, поются духовные гимны, бхаджаны и ведические киртаны, читаются лекции и проводятся концерты и другие мероприятия. Особенно широко, с большим размахом отмечается этот праздник в ашрамах Свами Шивананды (Ришикеш) и Сатьи Саи Бабы (Прашанти Нилаям).


Этот день отмечается также в буддизме. Считается, что именно с него берёт начало буддийская религия, поскольку в этот день Будда Шакьямуни произнес свою первую проповедь в Сарнатхе, небольшом городке в 10 км к северу от Варанаси.


Этот день исключительно важен и для джайнов, ибо в этот день у Махавиры, основателя джайнизма, появился первый ученик, Гаутама (Индрабхути).


В качестве подарка прилагаем статью Свами Джьотирмайянанды «Гуру – свет в твоем сердце» в нашем переводе с английского языка.

Ом Намо Гурудэв Намо!

Наши занятия