Так говорят упанишады
Перевод с санскр. и толкование Свами Джьотирмайянанды
Атман [дух/Дух, «Я», Брахман]* в состоянии бодрствования – исходящий (вовлеченный в иллюзию триады, или трипути). У него семь конечностей и девятнадцать ртов. Он – наслаждающийся грубыми объектами. Он – первая четверть (Ом), известная как Вайшванара (или Вишва).
«Мандукья-упанишада» 3
Толкование
Брахман (как Бог, ассоциируемый с Майей) проявляет себя двояким образом: Вселенским (как Макрокосм, или, образно говоря, Океан) и индивидуальным (как микрокосм, или волна).
Каждый человек – это космос в миниатюре. Вселенский аспект известен как Вайшванара (или Вират), а индивидуальный – как Вишва.
У Вират-Пуруши [Вселенского Человека] есть семь конечностей: Небо – голова. Солнце и луна – глаза. Воздух – дыхание. Огонь (жертвенный огонь) – Его рот. Акаша – середина (тело). Вода – мочевой пузырь/почки. Земля – Его стопы.
Девятнадцать Его ртов суть следующие: пять органов восприятия (чувств), пять органов действия [речь, руки, ноги, гениталии, анус], пять пран, или витальных сил, четыре внутренних органа – ум/рассудок (mind), интеллект/разум (intellect), эго и подсознание.
Он наслаждается грубыми объектами материального мира. Иначе говоря, Он наслаждается повседневной реальностью.
InternationalYogaGuide. Vol. 61, No. 9, May 2024
* Пер. с англ. и квадратные скобки мои. – В. А.