Динамические упражнения

Основу динамической части наших занятий, предшествующей йога-асанам, являются такие комплексы упражнений, как Сурья-намаскар, Чандра-намаскар, Кхату-пранам, «Медленный танец спины», «Динамическая пирамида», Хар-крийя и другие, в том числе, с использованием особого метода дыхания, известного как бхастрика, или «кузнечные мехи». Кроме них мы используем целый ряд других упражнений, с помощью которых тщательно прорабатываются все части тела, начиная с головы и кончая пальцами ног. С их помощью тело хорошо разогревается и подготавливается к выполнению йога-асан. Все эти методы за годы существования Школы хорошо нами апробированы и признаны высоко эффективными в своём благотворном воздействии на организм. Нет необходимости описывать пользу каждого из них в отдельности, поскольку это займёт много места. Их безусловную значимость для всего организма – тела, ума и духа – можно увидеть на примере нескольких.


Сурья-намаскар (Приветствие Солнца)




"О, Солнце, всекормилец, мудрости воплощение, вседержитель, высшая цель всех подвижников, Праджапати Возлюбленный, убери покров твоих яркий лучей, чтобы я мог увидеть за ними твой божественный образ… О! Я вижу твой восхитительный образ. Я вижу себя в Тебе. Я – это Ты".

- Ишавасья упанишад, 16


“Человек – это солнечный лучик, отпавший от Солнца и утонувший в грязи”.



- Монах Симеон Афонский


Комплекс демонстрирует Владимир Афанасьев;
фотограф Игорь Глоба, апрель 2005 г.




Сурья-намаскар – одно из древнейших ритуальных упражнений известных человечеству. Своими корнями оно уходят во времена ведической Индии. Традиционно выполнялось оно на восходе солнца. Благочестивый обращался лицом к востоку и нараспев произносил мантры, сакральные слоги Вед, воздавая хвалу солнцу и прославляя его животворный свет. В давние времена индийские мудрецы и йогины почитали солнце как наиболее важный в физическом мире объект, без которого ничего живое не могло бы существовать. Его также почитали в качестве бога здоровья.

Солнце – источник света и жизни. В силу этого, оно является одним из символов Бога и почитается как таковой. На рассвете мириадами своих лучей оно рассеивает ночной мрак и устанавливает дневной порядок. В духовном контексте под мраком понимается невежество, а также демонические силы, вызванные такими негативными чувствами как гнев и ненависть, зависть и жадность, грубая, необузданная похоть и ревность, гордыня, злорадство и т.д. Свет же, напротив, символизирует божественные силы, проявляющиеся в таких состояниях души, как мир и гармония, радость и счастье, чистота и добронравие, любовь и сострадание. Таким образом, поклонение солнцу, по существу, является поклонением Божеству как источнику сил Света, уничтожающего как внутренних врагов человека – невежество, пороки, дурные черты характера, так и внешних – весь спектр негативных воздействий на психику человека со стороны внешнего мира, в том числе и других людей.

Благотворность воздействия Сурья-намаскар на тело и психику может быть легко проверено каждым, кто не сочтёт за тяжёлый труд позаниматься этим комплексом правильно и методично хотя бы в течение двух-трёх месяцев. Приверженцы и исследователи индийской культуры дают ему самые высокие оценки. В мою задачу не входит перечисление всех достоинств этого великолепного комплекса. Поэтому, говоря о его пользе, я ограничусь наиболее общим обзором.

Слабость и инертность, вызванные стрессами, угнетённостью психики и телесными недугами, можно в значительной степени устранить, если на период выполнения Сурья-намаскар избрать Солнце в качестве объекта почитания, через который проявляется божественность в виде искрящихся и пробуждающих к жизни всеисцеляющих лучей. Эти лучи, даже воображаемые, способны разрушить препятствия, стоящие на пути потоков жизненной энергии, таящейся в глубинах нашей души. Если мы позволим солнечным лучам – пусть и незримым визуально – объять наше тело, напитать его и активировать внутреннюю энергию, она со временем изнутри наполнит нас жизненной силой и наделит могучей волей, острым интеллектом, сильным телом, уравновешенной психикой и здоровыми чувствами. Солнце выступает здесь в двух ипостасях: как представитель физического мира и как проявление божественного начала. Человек, по сути, также является носителем двух начал – материального и духовного. Дух, олицетворяемый Солнцем, аналогичен духу, пребывающему в сердце человека. Человек един с Природой, и человеку необходимо осознать это.

Сурья-намаскар – прекрасный комплекс упражнений, помогающий восстановить физические и умственные силы. Благодаря ему хорошо расслабляются все суставы и мышцы тела, а также массируются внутренние органы.
Сурья-намаскар воздействует на все системы организма – дыхательную, эндокринную, пищеварительную и другие, оживляет их деятельность, и координирует их совместную работу. Все органы брюшной полости мягко массируются, что стимулирует их к активности. Снабжение мозга кислородом значительно улучшается, в результате чего преодолевается скованность и вялость, повышается общая работоспособность и освежается ум. Одним словом, телу придаётся бодрость, а мышлению – ясность и острота.

Сурья-намаскар, хорошо активизируя дыхательную систему, является одним из способов выведения из организма продуктов распада, т.н. метаболитов, которые часто вызывают внутренние расстройства и заболевания кожи, в частности, угри. Упражнение также массирует нервные ткани всего тела, позволяя им хорошо расслабиться и получить за счёт такого отдыха новый заряд энергии.

Растяжение и последующее сжатие отдельных групп мышц и органов брюшной полости действует, как «насос», на малоподвижные участки ног, живота и спины, что приводит к более глубокому дыханию и улучшает кровообращение. В этом упражнении мышечные движения, положения тела и дыхание сочетаются таким образом, что это способствует установлению ритмического баланса между различными органами тела.

В сочетании с такими асанами как сарвангасана, ширшасана чакрасана и пашчимоттанасана, Сурья-намаскар хорошо очищает энергетические каналы астрального тела и увеличивает степень восприятия организмом космической энергии.

Одним из важных достоинств упражнения наряду с вышеперечисленными является его исключительно благотворное воздействие на орган зрения.

В духовном смысле Солнце обладает мистической силой просветлять разум.

Если выполнять Сурья-намаскар как ритуал почитания Света, то польза от него, принимая духовный характер, многократно возрастёт.




Чандра-намаскар (Приветствие Луны)



"О, сын Кунти! Я – вкус в водах, Я – свет в солнце и луне,…". (VII.8).
"Войдя в землю, Я поддерживаю Моей Энергией все живые существа, и Я же, став упоительной, как нектар, луной, питаю всю растительность". (XV.13).


- Бхагавадгита


Другим замечательным динамическим комплексом является Чандра-намаскар. Его физическое воздействие на организм во многом схоже с тем, что оказывает Сурья-намаскар. Однако имеются и различия, о которых следует сказать.

Чандрой в Индии называют не только Луну, спутницу нашей планеты, но и её божество, считающееся управителем эмоций.

Йога отводит луне исключительно важное место. В мантра-йоге она почитается как таящаяся в молитвах и божественных именах сила, наделяющая миром и радостью. В традиции тамильских сиддхов, учение о мистической луне выделяется в отдельную систему – чандра-йогу, изложенную шиваитским йогом Тирумуляром в классической работе “Tirumantiram”.

В хатха-йоге и тантризме «луна» представляет собой некую эзотерическую структуру в человеческом теле, которая источает «нектар бессмертия», амриту, или сому. «Луна» выделяет этот драгоценный нектар постоянно, но обычный человек не в состоянии удерживать и накапливать его в организме, и он, поэтому, расходуется впустую. Йог же учится контролировать его поток и задействовать в своих целях для трансформации тела. Считается, что лунный нектар стекает из недр головы в туловище и поглощается «солнцем» (сурьей) в абдоминальной области. Перевёрнутые позы, такие, например, как сарвангасана («поза свечи») и ширшасана («стойка на голове») обращают вспять этот поток. Ту же цель преследуют и другие методы хатха-йоги, например, джаландхара-бандха («горловой замок») и кхечари-мудра, в которых язык подворачивается вверх к нёбу, чтобы блокировать черепную полость.

Глубокая эзотерика этого вопроса даёт поле для различных интерпретаций. Так, некоторые прозаически усматривают в «лунных выделениях» слюноотделение. Другие соотносят лунный нектар с цереброспинальной жидкостью. Как бы то ни было, но йогический опыт показывает, что перевёрнутые позы, сохраняющие, как считается, эту жидкость, действительно способствуют здоровью и долголетию.

Учитывая вышесказанное, я рекомендую своим ученикам выполнять комплекс чандра-намаскар как ритуал, что позволяет извлечь из него максимальную физическую и духовную пользу.

Чандра-намаскар укрепляет и хорошо растягивает тело, развивает гибкость всех членов, наделяет крепким здоровьем и изяществом; проясняет ум, активирует психоэнергетические центры, в том числе, «лунный центр» (бинду-чакра), расположенный в затылочной части головы. Благодаря этому комплексу тело насыщается энергией, развиваются и укрепляются лёгочные ткани, углубляется дыхание, улучшается пищеварение, стимулируется работа мочеполовой системы. Он благотворно воздействует на тазовую область, позвоночник и шейную область. Мозг хорошо омывается усиленным притоком крови к голове, благодаря чему снимается усталость, а ум успокаивается и становится легко управляемым. Чандра-намаскар также улучшает зрение.

Существует несколько вариантов лунного комплекса. Тот, что применяем мы – с разворотами тела в стороны, – редко встречается, но именно этот элемент придаёт ему особую красоту и улучшает качество.




Кхату-пранам (Приветствие Кхату)


Этот прекрасный комплекс посвящён небольшой индийской деревеньке на территории штата Раджастан, в которой проживал великий святой йогин Шри Дип Нараян Махапрабху в течение 135 лет. Он был вдохновителем духовного направления, получившего название «Йога в повседневной жизни», развитого его последователем Свами Махешваранандой. Это место исполнено святости и большой духовной силы, которая мистическим образом передаётся тем, кто с любовью и почтением направляет туда свои мысли. Святость божественна, а божественность вездесуща. В силу этого при выполнении комплекса я часто рекомендую ученикам использовать Кхату как некий символ, объединяющий все святые места на земле.

Кхату-пранам великолепно гармонизирует тело, ум и душу. На физическом уровне это упражнение укрепляет, растягивает и расслабляет мышцы, связки и суставы всего тела.

Он увеличивает объём лёгких и углубляет дыхание, благодаря чему энергия начинает циркулировать по всему организму более свободно. Стимулирует кровообращение и снимает усталость. Благодаря усилению притока крови к голове улучшается работа мозга, повышается способность умственного сосредоточения и улучшается зрение. Позвоночник становится гибче, а внутренние органы и железы – здоровее. Комплекс, выполняемый на постоянной основе, гармонизирует работу тела, дыхательной и нервной систем, что неизбежно вызывает чувство покоя и уверенности в себе. Оно становится мощным средством, с помощью которого можно регулировать работу всей нервной системы. Это позволяет легко управлять эмоциями и преодолевать неврозы и депрессию.

В духовном плане Кхату-пранам можно рассматривать как проявление божественности в виде некоего космического танца. Как и в случае с Сурья- и Чандра-намаскар, он мощно воздействует на наши психоэнергетические центры (чакры) и тем самым улучшает циркуляцию жизненной энергии (праны) по всему телу. Комплекс способствует раскрепощению сознания и гармонизации таттв, или элементарных природных начал, из которых «сложен» человек (ум, чувства, интеллект и т.д.), и биологических ритмов. Наконец, Кхату-пранам, очищая разум и расширяя границы сознания, помогает воспринимать жизненную энергию как присущую всему окружающему пространству – близкому и далёкому.




«Медленный танец спины»


В йоге спина считается одной из самых важных частей тела, и многие йога-асаны направлены на то, чтобы укрепить мышцы спины и позвоночника и придать им соответствующую гибкость.

От природы спина хорошо устроена для выполнения всевозможных функций. Она является опорой всего организма, а также местом расположения центральной нервной системы в спинном мозге. Не зная этого или не придавая этому должного значения, не поддерживая позвоночник в надлежащем – гибком и здоровом – состоянии, люди расплачиваются болями в спине, дискомфортом, хандрой, потерей энергии, депрессией.

В йоге сильная, хорошо тренированная спина считается непременным условием сохранения молодости, бодрости и общего здоровья. Очень важно научиться держать спину прямо и расслабленно.

Более того, следует иметь в виду, что прямая и свободная осанка позволяет человеку получать через брахмарандхру (верхнее отверстие астрального канала сушумны, расположенное под черепной костью темени) космическую энергию в достаточном количестве.

«Медленный танец спины» – так мы назвали этот комплекс – призван улучшить общее состояние позвоночника и спины в целом. Это замечательное упражнение отлично разминает спину и делает её гибкой. Оно улучшает кровообращение и укрепляет спинные нервы. Спинная боль отходит, снимается усталость и на смену приходит бодрость и хорошее самочувствие.
«Медленный танец спины» согревает, расслабляет и заряжает энергией.



Сарванга-пушти (Насыщение всего тела энергией)


Пушта в переводе с санскрита означает “цветок”, а пушти – “насыщать”.
Сарванга-пушти – очень мощное упражнение, которое прекрасно развивает всё тело, тренирует и укрепляет суставы, углубляет дыхание, помогает координировать работу различных мышечных групп и подготавливает тело к более сильным нагрузкам. Оно снимает напряжение в спине и делает тело сильным и гибким. Очень полезно лицам, страдающим лёгочными заболеваниями, в частности, туберкулёзом. Оно активирует психоэнергетические центры (чакры) и повышает способность умственного сосредоточения.

Упражнение следует выполнять как можно медленнее. Движения не должны быть жёсткими и угловатыми, но плавными и грациозными.

...

События и новости
2024-03-05С праздником Махашиваратри!

Ом Намах Шивайя! Коллектив Школы йоги Парашакти сердечно поздравляет друзей нашего сайта с праздником Махашиваратри, «Великой ночью Шивы», главным праздником последователей шиваизма, одного из трёх главных направлений индуистской религии. Он отмечается ежегодно за одну ночь до новолуния в феврале-марте постом, всенощным бдением, пением бхаджанов и киртанов, медитацией и поклонением Шиве как Махешваре, «Великому (личностному) Господу», Первичной Душе.

Наши занятия