Так говорят упанишады
“InternationalYogaGuide”, Август 2018
Jaagarita-sthaanobahishprajnahsaptaanga
Ekonavinshatimukhahsthoola-bhuk
Vaishwaanarahprathamahpaadah.
Пребывая в состоянии бодрствования, Атма устремлён вовне (вовлечённый в иллюзию триады, или трипути [т.е. зрителя, зрения и зримого, иными словами, познающего, знания и познаваемого]*). У него семь частей и девятнадцать ртов. Он наслаждается грубыми [материальными] объектами. Он есть первая четверть ([священного звука] Ом)**, известного как Вайшванара (или Вишва).
«Мандукья-упанишад» 3
Толкование
Брахман, как Бог, ассоциируемый с Майей, проявляет Себя двояко: как макрокосм и микрокосм (вселенское и индивидуальное, как океан и волна).
Каждый индивидуум – это Космос в миниатюре. Бог в Своём Вселенском проявлении называется Вайшванара, или Вират, а в индивидуальном проявлении – Вишва.
У Вират Пуруши семь частей: Небеса – это голова. Солнце и Луна – это глаза. Воздух – это дыхание [лёгкие]. Огонь (жертвенный огонь) – это рот. Акаша – это середина (тела). Вода – это мочевой пузырь или почка. Земля – это стопы.
У Него имеется девятнадцать ртов (mouths): пять органов чувств, пять органов действия, пять пран, или жизненных сил, и четверичного внутреннего органа: ум, интеллект, эго и подсознание.
Он тот, кто наслаждается материальными объектами. Иначе говоря, кто наслаждается тем, что происходит в жизни.
*Квадратные скобки мои. – Переводчик.
**Мистически слог ‘Ом’ выражает собой четыре аспекта, представленные буквами А, У, М и ардха-матрой (последний аспект, согласно санскритской грамматике, беззвучен). Аспект ‘А’ относится к физическому телу и бодрствующему состоянию сознания. Аспект ‘У’ относится к астральному телу и состоянию сна. Аспект ‘М’ относится к причинному телу, или бессознательному, находящемуся за пределами ума и интеллекта, и состоянию глубокого сна. И, наконец, аспект ардха-матра относится к трансцендентальному состоянию, выходящему за пределы бодрствования, сна и глубокого сна, и являет собой безмолвие. (Комментарий мой. – Переводчик).