Так говорят упанишады (Август 2018)

Так говорят упанишады

InternationalYogaGuide, Август 2018

Jaagarita-sthaanobahishprajnahsaptaanga
Ekonavinshatimukhahsthoola-bhuk
Vaishwaanarahprathamahpaadah.

Пребывая в состоянии бодрствования, Атма устремлён вовне (вовлечённый в иллюзию триады, или трипути [т.е. зрителя, зрения и зримого, иными словами, познающего, знания и познаваемого]*). У него семь частей и девятнадцать ртов. Он наслаждается грубыми [материальными] объектами. Он есть первая четверть ([священного звука] Ом)**, известного как Вайшванара (или Вишва).

«Мандукья-упанишад» 3

Толкование

Брахман, как Бог, ассоциируемый с Майей, проявляет Себя двояко: как макрокосм и микрокосм (вселенское и индивидуальное, как океан и волна).

Каждый индивидуум – это Космос в миниатюре. Бог в Своём Вселенском проявлении называется Вайшванара, или Вират, а в индивидуальном проявлении – Вишва.

У Вират Пуруши семь частей: Небеса – это голова. Солнце и Луна – это глаза. Воздух – это дыхание [лёгкие]. Огонь (жертвенный огонь) – это рот. Акаша – это середина (тела). Вода – это мочевой пузырь или почка. Земля – это стопы.

У Него имеется девятнадцать ртов (mouths): пять органов чувств, пять органов действия, пять пран, или жизненных сил, и четверичного внутреннего органа: ум, интеллект, эго и подсознание.

Он тот, кто наслаждается материальными объектами. Иначе говоря, кто наслаждается тем, что происходит в жизни.

*Квадратные скобки мои. – Переводчик.

**Мистически слог ‘Ом’ выражает собой четыре аспекта, представленные буквами А, У, М и ардха-матрой (последний аспект, согласно санскритской грамматике, беззвучен). Аспект ‘А’ относится к физическому телу и бодрствующему состоянию сознания. Аспект ‘У’ относится к астральному телу и состоянию сна. Аспект ‘М’ относится к причинному телу, или бессознательному, находящемуся за пределами ума и интеллекта, и состоянию глубокого сна. И, наконец, аспект ардха-матра относится к трансцендентальному состоянию, выходящему за пределы бодрствования, сна и глубокого сна, и являет собой безмолвие. (Комментарий мой. – Переводчик).


Архив упанишад
События и новости
2024-07-20ОМ ШРИ ГУРАВЕ НАМАХА!

Школа йоги «Парашакти» сердечно поздравляет всех учителей и учеников йоги с замечательным праздником – Вьяса Пурнимой. Согласно ведической традиции, именно в этот день был рожден великий мудрец Вьяса – «разделитель» Вед, автор древнеиндийского эпоса «Махабхараты» и священных пуран, основоположник философии веданты. Если в далеком прошлом в этот день духовные подвижники отдавали дань уважения исключительно Вьясе, как первому учителю, то впоследствии день Вьяса Пурнимы приобрел иные, гораздо более широкие масштабы и превратился в праздник всех учителей, академических в том числе. По этой причине он стал называться Гуру Пурнимой.

Гуру Пурнима отмечается ежегодно в полнолуние и выпадает на месяц Ашадх (июнь-июль). Это первый день годового периода Чатурмас («четырёх месяцев»), благоприятных для сельского хозяйства.

По всей Индии в ашрамах и монастырях в этот день совершаются специальные пуджи, посвященные гуру, поются духовные гимны, бхаджаны и ведические киртаны, читаются лекции и проводятся концерты и другие мероприятия. Особенно широко, с большим размахом отмечается этот праздник в ашрамах Свами Шивананды (Ришикеш) и Сатьи Саи Бабы (Прашанти Нилаям).

Этот день отмечается также в буддизме. Считается, что именно с него берёт начало буддийская религия, поскольку в этот день Будда Шакьямуни произнес свою первую проповедь в Сарнатхе, небольшом городке в 10 км к северу от Варанаси.

Этот день исключительно важен и для джайнов, ибо в этот день у Махавиры, основателя джайнизма, появился первый ученик, Гаутама (Индрабхути).

В качестве подарка прилагаем статью Свами Джьотирмайянанды «Гуру – свет в твоем сердце» в нашем переводе с английского языка.

Ом Намо Гурудэв Намо!

Наши занятия