Самаане врикше пурушо нимагно' аниишайаа шочати мухьямаанах.
Джуштам йядаа пащьяты-аньямиишам-асья махимаанам-ити виита-шоках.
Погрязнув в привязанности, обессилив, душа человека, на одном и том же древе обитающая [вместе с другой «птицей»], пребывает в иллюзии и скорби. Но когда она обращает свой взор на другую «птицу» (Божественное Я), она постигает своё исконное великолепие и освобождается от скорби.
– Мундака-упанишад 3/1/2
КомментарийХарактерными особенностями человеческой души (дживы) являются неведение, нехватка сил и знания. Божественная же Душа (Divine Self), или Ишвара, является Брахманом (завуалированным Майей). Ишвара – всемогущ, всеведущ и вездесущ. Джива и Ишвара обитают в пещере сердца.
Когда покров неведения устраняется Знанием, джива выявляет свою истинную природу. Она постигает: «Я есмь Брахман – Абсолютное Я» и тем освобождается от скорби, вызванной рабской зависимостью от мирового процесса (циклами рождения и смерти).