Так говорят упанишады
Сидя на одном и том же дереве [вместе с другой «птицей», о которой говорится в предыдущим стихе*. – Пер.], погрязнув в привязанностях, обессилив, индивидуальная душа пребывает в заблуждении и печали. Но когда она обращает свой взор к другой «птице» (Божественному Я), то осознаёт своё сущностное великолепие и освобождается от печали.
«Мундака-упанишада» III.1.2
Толкование
Характерными особенностями человеческой души (дживы) являются неведение, нехватка сил и знания. Божественная же Душа (Divine Self), или Ишвара, является Брахманом. Ишвара – всемогущ, всеведущ и вездесущ. И джива, и Ишвара пребывают в потаённых глубинах (досл. «пещере») сердца.
Когда покров неведения устраняется Знанием, джива выявляет свою истинную природу. Она постигает: «Я есмь Абсолютное Я» и тем освобождается от печали, вызванной привязанностью к внешнему миру (круговороту рождения и смерти).
International Yoga Guide. Vol. 61, No. 1, September 2023
* «Две птицы – неразлучные, в прекрасных опереньях – сидят на дереве Бодхи [ведийский аналог древа жизни. – Пер.]. Одна продолжает вкушать плоды дерева, другая же лишь наблюдает».
«Мундака-упанишада» III.1.1