Доверься мне!

«Доверься мне!»
Александр Сенкевич
Журнал «Наука и религия» № 12, 1986
(Выдержка из статьи)

[…] Еще в начале XX века оккультно-теософская подмена индусской духовности была одним из путей создания новых религиозных ценностей на Западе. И теософы прежнего времени, и современные последователи нетрадиционных религиозных культов считают себя элитой человечества, ибо они «причастны магии», призваны осуществить «особые цели» в мире.

Среди этих современных нетрадиционных культов движение Прабхупады принадлежит к наиболее крупным. Наряду с ним действуют такие религиозные организации, как сайентологическая церковь, «Миссия божественного света», «Трансцендентальная медитация», «Ананд марг», организации Сатьи Саи Бабы и Раджниша. Все они возникли под знаменем индуизма, взяв не вооружение одну из его главных идей — странствие души, метемпсихоз. Все их лидеры объявили себя гуру — учителями жизни, воплощенными божествами и призывают поклоняться им самим и образу глубочайшей старины, в которой якобы кроются разгадки величайших тайн, разумеется, известные лишь этим гуру.

Нельзя сказать, что новоявленные «боги» все бездарны, безлики. Несомненно, среди них есть люди, обладающие феноменальными способностями, они артистичны, владеют приемами активного воздействия на психику. Но дар свой они обращают не во благо людям, а используют его для личного обогащения и утверждения своей власти.

Вот один из них, пользующийся огромной славой, имеющий тысячи поклонников, верящих в его святость,— это Сатья Саи Баба, крестьянский сын из индийского штата Андхра Прадеш. Он начинал свою карьеру как фокусник каких много, а потом объявил себя воплощением души умершего сто лет назад известного всей Индии факира из Ширди, в телесную оболочку которого, как в свое время считалось, перешла, в свою очередь, душа святого и поэта XV века Кабира. Вот такую красивую мистическую «биографию» составил себе Сатья Саи Баба. И сумел внушить многим, что это — истинная правда. Его приверженцы верят, что он может не только делать из воздуха драгоценные камни, но и воскрешать из мертвых. В мае 1977 года буржуазная пресса рекламировала «воскрешение» бизнесмена из Гонконга Бхагвандаса Дасвани. Неизвестно, правда, насколько подлинной была его смерть. Трезво мыслящие журналисты писали тогда, что в этом спектакле один бизнесмен поддержал другого, и каждый из них получил хорошую прибыль. Дело в капиталистическом обществе обычное.

Не чурается Сатья Саи Баба и старых, хорошо отработанных веками трюков. Так, его изображения в молельнях его почитателей в Индии и за рубежом вдруг выделяют ароматизированную влагу, и все начинает «божественно» благоухать — как тут усомниться в божественности того, кто изображен?

Сатья Саи Баба создал, как и Прабхупада, мощную религиозную организацию с многочисленными отделениями в разных странах капиталистического мира. Основал он учебные центры и в Индии. Те, кто в них обучается, каждое утро и каждый вечер молятся, обратившись лицом к его портрету. Однако деятельность Сатьи Саи Бабы отнюдь не ограничивается «божественными» вопросами. Он активно участвует в политической борьбе. В своих публичных выступлениях, которые обычно привлекают множество народа, он яростно осуждает борьбу прогрессивных сил Индии за социальную справедливость. Может ли быть иначе — ведь он один из самых богатых индийцев. Его любимое занятие — коллекционирование «мерседесов» голубых оттенков. Доктор X. Нарасимхаиях, бывший вице-канцлер университета в Бангалоре, городе, в окрестностях которого находится ашрам живого бога, прямо называет Сатью Саи Бабу бессовестным обманщиком. По мнению всемирно известного иллюзиониста П. С. Соркара младшего, Сатья Саи Баба — всего лишь трюкач и посредственный иллюзионист. И тем не менее, в отличие от недавно арестованного в Индии за мошенничество другого «божественного иллюзиониста» Садачари Саи Бабы Ома Джи, дела бангалорского бога идут как нельзя лучше. Торговля иллюзиями сегодня оказалась сверхдоходным делом, надо только уметь соотнести свои способности с идеологическими требованиями современного капитализма. (Сс.49-50). […]

В редакцию журнала «Наука и религия»

Уважаемая редакция!

В жизни нашей страны сегодня происходят заметные позитивные изменения. Средства массовой информации активно включились в процесс перестройки, начатый нашим нынешним партийным руководством. Печать убеждает в необходимости демократизации советского общества, призывает утвердить ее неотъемлемую часть – гласность, сделать эту социальную добродетель нормой нашей жизни.

Гласность – это и открытость, и интеллигентность, и, прежде всего, конечно же, правдивость.

На протяжении многих лет критиковать всё, что имеет отношение к религии и т.н. «духовным вопросам», было очень легко. Будучи секретарем одной из парторганизаций города, я не раз вынужден был присутствовать на лекциях и выступлениях наших атеистов-пропагандистов. Скажу вам откровенно: впечатление крайне неприятное. К концу лекций религии, их основатели и апостолы превращались в начисто обглоданный скелет. Важным было не то, как критикуешь, а сам факт критики. Говори всё, что тебе заблагорассудится (всё равно никто ничего не поймёт, ибо не знает, а кто и знает кое-что, так ведь не скажет – без толку), и твоя задача выполнена! Образно говоря, уничтожай религиозную плоть как угодно и чем угодно – рви зубами, действуй ножом, нанизывай на вилку – главное, чтобы как можно быстрее расправиться с ней, ненавистной, как можно быстрее испытать сладостное чувство насыщения жадного до такой плоти вульгарного атеистического языка.

Разумеется, такая практика не может оказывать на более или менее грамотного, тем более, хорошо образованного слушателя либо читателя «положительного» воздействия. Но это обстоятельство, похоже, мало кого по-настоящему заботило.

Сейчас наступили новые времена, требующие от всех нас «нового мышления», т.е. радикальной его перестройки в сторону высокой сознательности, ответственности, активной гражданственности, глубокого понимания окружающей нас новой действительности. Именно поэтому особенно прискорбно, когда сегодня идет в ход все тот же старый, допотопный, исторически не оправдавший себя метод огульного охаивания – дикого пожирания «идеологически вредной и чуждой советским людям» духовной плоти. На одном из ярких примеров такого грубого и примитивного подхода к делу я и позволю себе остановиться. Я имею в виду журнал «Наука, и религия» №12, 1986 г., статья Александра Сенкевича «Доверься мне!».

Критикуя "новоявленных богов", автор выбирает в качестве мишени ("жертвы") и Сатья Саи Бабу, "крестьянского сына из индийского штата Андхра Прадеш". Предложенный автором статьи образ Сатья Саи Бабы выглядит так: "посредственный иллюзионист", "фокусник, каких много", яростный противник "прогрессивных сил Индии", борющихся за социальную справедливость, "один из самых богатых индийцев", любимое занятие которого – коллекционирование "мерседесов" голубых оттенков. Одним словом, мошенник, реакционер, толстосум и весьма недалекий человек, с которым всё предельно ясно. Ясно, если поверить автору на слово, если, не зная о Сатья Саи Бабе ровным счетом ничего, просто поверить автору без оглядки – и всё.

А если нет? Если имя автора ничего не говорит читателю? Если у последнего нет серьезных оснований безусловно полагаться на него и принимать его слова на веру? Тогда как быть? Эти вопросы не стояли бы так остро, ежели бы автор статьи уважил читателя подтверждением своих грубых, оскорбительных высказываний вескими доводами. Этого, однако, Александр Сенкевич не делает. Зато просчеты – и самые элементарные – допускает в изобилии.

Давайте теперь проанализируем отдельные места статьи с учетом дополнительных сведений о Сатья Саи Бабе, имеющихся в моем распоряжении, и постараемся показать их слабость и несостоятельность.

1. "Все их (религиозных организаций "нетрадиционного толка", в том числе и "организации Сатья Саи Бабы". – B. A.) лидеры... призывают поклоняться им самим…". («Доверься мне!», с.49).

Утверждение это абсолютно голословно, ибо А. Сенкевич не приводит в подтверждение этого ни единого подобного заявления, исходящего хотя бы от одного из этих лидеров. А теперь посмотрим, что же говорит на этот счет, скажем, Сатья Саи Баба. «Я не провожу никакого различия между всевозможными внешними проявлениями Бога: Саи, Рама, Кришна и т.д. Я не заявляю, что такой-то более значителен, а другой – менее. Продолжайте почитать избранного вами Бога таким образом, который уже привычен для вас... Нет необходимости менять вашего Бога на другого, “нового”, когда вы видели меня и слышали меня». Конец цитаты.

(Источник: из обращения Саи Бабы к своим почитателям в день своего рождения, 23 ноября 1968 г. Цитата взята из книги американского психиатра д-ра Самьюэла Сэндвайсса «Саи Баба: святой.., и психиатр». Книга вышла на английском языке в Индии и других англоязычных странах).

2. «Нельзя сказать, что новоявленные "боги" все бездарны, безлики. Несомненно, среди них есть люди, обладающие феноменальными способностями… Но дар свой они обращают не во благо людям, а используют его для личного обогащения и утверждения своей власти». («Доверься мне!», с.49).

Здесь, как и в предыдущем случае, А. Сенкевич не аргументирует свои обвинения, полагая, видимо, что читатель в них не нуждается, а так вот, слепо, доверяет всему, что он пишет. Такая практика не оправдала себя, и вы, уважаемые работники редакции, знаете об этом. Она порочна и безнравственна. Так делают дилетанты, но не профессионалы, уважающие себя и читателя.

Что же касается использования своего дара, то судить об этом может лишь человек, лично знающий этих лидеров и их почитателей и добросовестно изучивший этот вопрос. А. Сенкевич таким исследователем, смею утверждать, не является. Книги о Саи Бабе, написанные людьми близко знающими его и его деятельность, полны свидетельств прямо противоположных. Они доказательно говорят о совершенно бескорыстной помощи Сатья Саи Бабы великому множеству людей. В своей статье «Даршан» (см. «Bhavan’s Journal» от 16 ноября I960 г., Бомбей, Индия) Р. Р. Дивакар пишет: "Баба дает, и дает в изобилии – беспредельны его любовь и забота о нашей больной нации и всём человечестве". Таких свидетельств не счесть, свидетельств, которые подтверждают, что Сатья Саи Баба не использует свой дар "для личного обогащения и утверждения своей власти", как это цинично утверждает А. Сенкевич, а обращает его именно во благо людей. Надо быть просто в курсе дела. Далее.

3. "Вот один из них, пользующийся огромной славой, имеющий тысячи поклонников, верящих в его святость – это Сатья Саи Баба, крестьянский сын из индийского штата Андхра Прадеш. Он начинал свою карьеру как фокусник каких много, а потом объявил себя воплощением души умершего сто лет назад известного всей Индии факира из Ширди...". («Доверься мне!», с.49).

Ну, во-первых, для того, чтобы поверить в кого-то, нужны, видимо, все же хоть какие-то основания. Если их нет, то придется признать две вещи:

а) что все, кто «верят» в Саи Бабу, умственно ущербные люди, не имеющие ни капли «здравого рассудка», не могущие отличить явной фальши (не в пример А. Сенкевичу) от истины;

б) что Саи Баба обладает потрясающей силой массового (да что там массового – планетарного гипноза!): гипнотизирует тысячами и миллионами по всему свету. Вряд ли, однако, это можно допустить. Практически такая возможность равна нулю, особенно, если учесть, что среди почитателей Саи Бабы немало видных ученых, врачей, государственных и общественных деятелей. Ряд имен я назову позже.

Во-вторых, если даже допустить, что Саи Баба "начинал свою карьеру как фокусник", то ординарным, "каких много", его уж никак не назовешь, ибо за шестьдесят лет жизни Сатьи Саи Бабы ни один человек не смог уличить его в мошенничестве! И потом, фокусам нужно учиться, а чтобы овладеть ими в совершенстве, нужно много учиться. Пусть А. Сенкевич назовет человека, который мог бы утверждать на основании своего личного опыта, что Сатья Саи Баба учился на его глазах этому нелегкому искусству. Если Сенкевич не в состоянии этого сделать, можно со всем основанием назвать его лжецом, в лучшем случае – безответственным писакой.

В-третьих. "Факир из Ширди" оставил своё бренное тело не "сто лет назад", как это объявляет автор статьи, а семьдесят (тридцать лет – это немалый срок: за это время можно не только прожить жизнь, но и войти в историю), точнее, в 1918 году. Такая неточность является доказательством того, что автор знаком с предметом чрезвычайно поверхностно и морального права в силу этого писать о Саи Бабе не имеет.

4. "В мае 1977 года буржуазная пресса рекламировала "воскрешение" бизнесмена из Гонконга Бхагвандаса Дасвани. Неизвестно, правда, насколько подлинной была его смерть. Трезво мыслящие журналисты писали тогда, что в этом спектакле один бизнесмен поддержал другого, и каждый из них получил хорошую прибыль". («Доверься мне!», с.50).

Что мы имеем здесь? Абстрактную когорту "трезво мыслящих журналистов". Полную неопределенность относительно подлинности смерти Бхагвандаса Дасвани. Наконец, отсутствие хоть каких-либо доказательств, что все это не более, чем "спектакль", за который оба получили "хорошую прибыль". В чём выразилась эта прибыль и имеются ли фактические свидетели такого кощунственного обогащения – остается неясным. Естественно спросить: если ничего не ясно, зачем писать об этом?

5. "Не чурается Сатья Саи Баба и старых, хорошо отработанных векам трюков. Так, его изображения в молельнях его почитателей в Индии и за рубежом вдруг выделяют ароматизированную влагу, и всё начинает "божественно" благоухать – как тут усомниться в божественности того, кто изображен?" («Доверься мне!», с.50).

Позвольте спросить вас, уважаемая редакция, возможно ли практиковать такие трюки по всему миру одному человеку (если он – человек), если учесть то обстоятельство, что Саи Бабу всегда окружает масса людей, и что он не выезжает за пределы Индии. Что это, фантасмагория? А Сенкевич? Был ли он свидетелем – сам лично – хоть одного такого наглого "трюка"? Поймал ли он за руку хоть одного мракобеса, пытающегося дурить нас с вами?!

6. "Он (Сатья Саи Баба. – В. А.) активно участвует в политической борьбе. В своих публичных выступлениях, которые обычно привлекают множество народа, он яростно осуждает борьбу прогрессивных сил Индии за социальную справедливость". («Доверься мне!», с.50).

И вновь мы сталкиваемся с голословностью, что под стать пустословию уличной девки. Вот здесь, в таком «горячем» месте наилучшим для автора средством было бы подтвердить свои слова в помощь этого серьезного обвинения, процитировать "яростное осуждение борьбы прогрессивных сил Индии…", указав, разумеется, на конкретное выступление Сатья Саи Бабы – место и дату. Но, увы! Промашка? Отсутствие таких цитат? Или злонамеренная ложь?

Мне же известны высказывания этого духовного лидера Индии совершенно иного содержания – прямо противоположного. Приведу несколько таковых.

"Примите же решение побороть эгоизм. Избавьтесь от алчности и зависти. Ваше искреннее служение людям – вот подарок, который я ценю больше всего".

"Служение человечеству – лучшее из подношений, которое вы можете сделать Всевышнему".

"Мудрость обретается опытом. Старайтесь распространить ту радость, которую вы обрели, на других, и сделать их также счастливыми".

"Бог есть любовь – живите в любви.

Начинайте день любовью, наполняйте день любовью, завершайте день любовью. Это и есть путь к Богу".

"Вот сущность всех Пуран и Вед: делайте добро другим и не причиняйте им вреда. Последнее является величайшим грехом. Если вы не можете делать другим добро, то уж, по крайней мере, не причиняйте им вреда и не задевайте их чувств".

"Осознайте братство людское и отцовство божье. Служите всем бескорыстно и с Любовью и пытайтесь понять, что всё Едино".

"Уважайте страну свою, как мать свою. Служите этой божественной матери. Следуйте нашей собственной священной культуре, которую наша мать сохранила для нас. Подражание есть слабость".

"Те, кто жаждут изменить мир и поставить его на верный путь, должны сначала изменить себя и свое поведение посредством контроля над чувствами и желаниями".

"Искать покоя и счастья во внешнем мире – большая ошибка. Мы должны искать покоя внутри себя, и, если мы делаем это с чистым разумом, мы наверняка обретем истинное счастье".

Все приведённые цитаты – из книг и журналов. Перевод мой. Истинность материала и точность перевода гарантирую. При необходимости предоставлю источники. Подобных цитат можно привести великое множество.

А теперь позвольте обратить ваше внимание на следующее. Обозвать и оклеветать можно, в принципе, кого угодно. Можно обвинить кого угодно и в чем угодно. Но... Лишь те обвинения будут иметь силу и моральное право на существование, которые доказаны. В противном случае правильнее и честнее воздержаться от них. Неужели это автору статьи "Доверься мне!" не понятно? Неужели непонятно это тем, кто готовит к печати такие материалы и несет за них ответствен­ность?!

Д-р Х. Нарасимхаиях называет Сатья Саи Бабу "бессовестным обманщиком", иллюзионист П. С. Соркара-младший – "всего лишь трюкачом и посредственным иллюзионистом". Что ж, на сей раз поверим А. Сенкевичу, что названные товарищи действительно так Саи Бабу называли. Но... Ведь назвать – это, как мы уже выяснили, не значит еще уличить, поймать за руку, доказательно разоблачить! А поэтому заявления наших индийских друзей (скорее всего, из компартии), искренне верящих (хочется думать), что Саи Баба обманщик, следует также отнести к категории голословных, ибо они не подтверждены фактами. Мало ли кто что говорит? Знаем ли мы наверняка, что движет человеком? Иллюзионист П. С. Соркара-младший мог вполне сказать подобное из зависти. Такое допустить вполне возможно. Мотив – налицо: драгоценные камушки вытаскивать из воздуха далеко не каждому иллюзионисту по плечу.

И, наконец, последнее. А. Сенкевич признаёт – видимо, на этот счёт имеет правдивую информацию – что при всех таких вот явных, с его точки зрения, грехах (мошенник, отпетый реакционер, циник-хапуга!), Сатья Саи Баба живет и процветает. Да еще как! Интересно, почему? Всё, по мнению А. Сенкевича, очень просто: тот всего лишь сумел "соотнести свои способности с идеологическими требованиями современного капитализма". Ай, да молодец Саи Баба, знал, где родиться! У нас ему было бы туго: на государство заставили бы работать (камушки вытаскивать) или в психушку посадили (чтоб другим неповадно было).

И всё же, если серьезно, в выстроенную А. Сенкевичем модель не вмещается многое, да практически всё. Как, например, соотнести с ней тот факт, что среди почитателей Сатья Саи Бабы видное место занимают такие люди, как:

Сэр Джордж Тревельян, лауреат Нобелевской премии (Англия);

Шри Шиврадж Патил, министр науки, техники и атомной энергетики (Индия);

Н. А. Палкхивала, бывший индийский посол в США; это ему принадлежат слова: "такой человек как Сатья Саи Баба имеет на нацию большее влияние, чем весь парламент";

О. П. Мехра, маршал, главнокомандующий военно-воздушными силами Республики Индия;

В. Д. Джатти, бывший вице-президент Индии;

Пандит Равишанкар, всемирно известный музыкант и композитор, имеющий много поклонников и в нашей стране;

К. С. Пант, министр образования, член индийского правительства;

и многие другие ответственные лица, деятели культуры, науки, искусства.

Неужели все эти люди так убого наивны, так преступно доверчивы!? А не в другом ли кроется секрет?

Да, не всё так просто, как, порой, кажется на первый взгляд. Чужая жизнь – большая загадка! Постижение ее требует много сил, много времени, а к тому же – доброжелательства и открытости. А для людей поверхностных и непорядочных у «коллекционера 'мерседесов'» есть отличный совет: "Когда вы показываете пальцем на других, помните, что три пальца показывают на вас".

Статья Александра Сенкевича носит апострофическое название. Название столь удачное – вот уж, действительно, чего только в жизни не бывает! – что оно прекрасно согласуется с содержанием статьи и без кавычек.

«”Ты не знаешь, как жить? – говорит он. – Ничего страшного. Зато я знаю! Доверься мне!” И колдун берет на себя роль вершителя судеб своих новых послушников. Вот тут-то и разворачивается трагедия...». (Цитата из статьи А. Сенкевича "Доверься мне!", с.50).

"Ты не знаешь, кто такой Сатья Саи Баба, читатель? – восклицает Александр Сенкевич. – Ничего страшного. Зато я знаю! Доверься мне!" и наш уважаемый автор статьи берет на себя роль непревзойденного знатока индийской жизни, выдающегося, всеми признанного авторитета в области духовной культуры и «нетрадиционных религий», когда аргументы и прочие подобные штуки становятся излишними, ибо их с лихвой заменяет ИМЯ автора. Вот тут-то и разворачивается трагедия!

Владимир Афанасьев
Краснодар
12 июня 1987 г.



...

События и новости
2017-11-13Ретрит Школы йоги «Парашакти»: Осень 2017

С 10 по 12 ноября в отеле «Большая медведица» (хутор Гуамка Апшеронского р-на) прошёл очередной, двадцать первый, ретрит Школы йоги «Парашакти» по теме: «Секреты Праны и пранаямы», в основу которой легло учение Свами Нараянананды. В этот год богини Кали — на его исходе — мы сочли должным уделить особое внимание и выразить своё глубокое почтение Шри Кали-Дурге.

2017-07-01ОМ ШРИ ГУРАВЕ НАМАХА!

Школа йоги «Парашакти» сердечно поздравляет всех учителей и учеников йоги с замечательным праздником – Вьяса Пурнимой. Согласно ведической традиции, именно в этот день был рожден великий мудрец Вьяса – «разделитель» Вед, автор древнеиндийского эпоса «Махабхараты» и священных пуран, основоположник философии веданты. Если в далеком прошлом в этот день духовные подвижники отдавали дань уважения исключительно Вьясе, как первому учителю, то впоследствии день Вьяса Пурнимы приобрел иные, гораздо более широкие масштабы и превратился в праздник всех учителей, академических в том числе. По этой причине он стал называться Гуру Пурнимой.


Гуру Пурнима отмечается ежегодно в полнолуние и выпадает на месяц Ашадх (июнь-июль). Это первый день годового периода Чатурмас («четырёх месяцев»), благоприятных для сельского хозяйства.


По всей Индии в ашрамах и монастырях в этот день совершаются специальные пуджи, посвященные гуру, поются духовные гимны, бхаджаны и ведические киртаны, читаются лекции и проводятся концерты и другие мероприятия. Особенно широко, с большим размахом отмечается этот праздник в ашрамах Свами Шивананды (Ришикеш) и Сатьи Саи Бабы (Прашанти Нилаям).


Этот день отмечается также в буддизме. Считается, что именно с него берёт начало буддийская религия, поскольку в этот день Будда Шакьямуни произнес свою первую проповедь в Сарнатхе, небольшом городке в 10 км к северу от Варанаси.


Этот день исключительно важен и для джайнов, ибо в этот день у Махавиры, основателя джайнизма, появился первый ученик, Гаутама (Индрабхути).


В качестве подарка прилагаем статью Свами Джьотирмайянанды «Гуру – свет в твоем сердце» в нашем переводе с английского языка.

Ом Намо Гурудэв Намо!

Наши занятия