Интервью астролога Евгения Лукьянова с Владимиром Афанасьевым (г. Краснодар, февраль 2001 г.)

Вопрос 1. Как складывался Ваш путь к йоге? Что подтолкнуло в правильном направлении?

Ответ. В «правильном направлении», как Вы предпочли выразиться, меня подтолкнула собственная судьба – мне суждено было появиться на свет у родителей, интересовавшихся йогой, и моим первым учителем был отец. Так что мой путь к йоге был предопределён с рождения. Уже в восемь лет я имел кое-какое представление о ней и о необычных, загадочных людях, называемых йогами.

А в свои тринадцать – это начало шестидесятых годов уже прошлого века – по возвращении отца из Индии, где он работал по линии ООН и одновременно обучался йоге, я начал выполнять отдельные упражнения и мысли направлять в манящие запредельные дали, интуитивно вызывавшие во мне радостный трепет.

Сердце моё тоже тянулось куда-то очень далеко, не желая смиряться с реальностью этого тягостного мира. Отец привёз с собой книги, и мы с мамой по вечерам часто переводили «очень интересные вещи» с английского языка на русский. Переводила, конечно, мама, преподаватель английского языка, как и мой отец, а я записывал то, что она диктовала, в тетрадь. Очень любил «лазить» по словарям, помогая маме подобрать подходящий эквивалент. Это было нашим любимым занятием.

А ещё мне нравилось ходить с отцом на лекции по йоге, которые он по возвращении из Индии читал от общества «Знания». Мы жили тогда в Пятигорске. Его лекции на Кавминводах пользовались в те годы большой популярностью, а ведь это крупнейший курорт, и люди приезжали подлечиться со всех концов страны. Наш почтовый ящик, бывало, трещал от писем. К нам приезжали интересные люди, и я был свидетелем многих, порой, удивительных, встреч и бесед, поскольку отец мой практически всегда приглашал меня принять в них участие. Зачарованный неведомыми и притягательными для меня вещами, о которых шла речь (махатмы, левитация, майя, реинкарнация, самадхи, кундалини, сиддхи, Гималаи и т. д.), я, как губка, вбирал в себя и дух, и букву происходящего, а потом много дней жил этим.

Вопрос 2. А далее? Каков Ваш путь в йоге.

Ответ. Дальнейший мой путь – уже в йоге – складывался не менее удачно, и в целом, и в частностях. Я всегда легко находил то, что искал, будь то книги, отдельная информация или люди. Не будет большим прегрешением против истины, если скажу: доступ в сферы надмирные, труднодоступные был и, к счастью, продолжает оставаться для меня в значительной степени открытым. Я верю в предначертание «свыше». Так вот, йога и мистицизм – это моё предначертание.

Видите ли, Евгений, моё сознание всегда было открыто. У меня никогда не было запретов на информацию со стороны родителей: они никогда не стискивали своего единственного ребёнка идеологическими рамками. И хотя отец мой всегда был патриотически настроенным человеком, и это наложило на моё сознание определённый отпечаток, его патриотизм никогда не выходил за рамки здравого смысла хорошо образованного, культурного человека. Мне повезло с родителями: они сыграли огромную роль в моём воспитании, за что я им бесконечно благодарен.

Вопрос 3. Как Вы осуществляете свою деятельность? В чём видите её смысл, назначение?

Ответ. Если Вы имеете в виду мою внешнюю йогическую деятельность, то занятия по йоге я вёл и раньше. Но лишь с прошлого года, после того, как получил от одного из моих учителей, Свами Джьотирмайянанды, благословение на обучение йоге и соответствующий сертификат, дающий мне официальное право преподавать её «во всех её аспектах», как указано в сертификате, деятельность стала носить профессиональный характер.

Современный человек глубоко болен – и физически, и морально, и духовно. Он живёт в безумном мире, который сам и создал. Его тело слабо, его разум помутнён, чувства страдают «сердечной недостаточностью», а душа влачит своё жалкое существование вдали от Бога. Его телу нужна соответствующая тренировка, его уму – позитивная направленность, его чувствам – контроль и утончённость, а душе – тихое, надёжное пристанище, обитель благодати.

Йога помогает человеку разобраться во многих вещах, которые происходят с ним и вокруг него. Кроме того, йога – это глубоко позитивное учение, ставящее во главу угла практику. А ведь это главное, ибо только практика является, как известно, средством к успеху. Одной философией здесь не обойтись.

Смысл же своей деятельности как учителя или преподавателя йоги – называйте, как хотите, – я вижу, прежде всего, в том, чтобы помочь людям, обратившимся ко мне, понять причины их неудовлетворительного состояния и предложить средства, благодаря которым они смогут изменить положение дел в лучшую сторону, причём, радикальным образом. Разумеется, эти средства действуют лишь при выполнении человеком определённых условий. Йога это, простите, не пилюля от диареи – принял и... до следующего раза. Душевный покой и крепкое здоровье в одночасье не обретаются. Над алмазом нужно хорошо поработать, чтобы он стал бриллиантом. Вы понимаете, о чём я говорю?

Вопрос 4. В чём заключаются перспективы и возможности развития Вашей деятельности?

Ответ. Уже сейчас становится ясно, что без собственного помещения для занятий ни о каком серьёзном развитии моей деятельности речь идти не может. На сегодняшний день такого помещения нет. Я бы назвал это проблемой номер один. Плюс к этому необходимы средства для развития издательского дела, чтобы печатать йогическую литературу. Я имею в виду литературу высокого качества, очень высокого. Она есть, никогда не публиковавшаяся на русском языке, и ждёт своего часа.

Прежде всего, это книги моих учителей, индийских йогинов: Свами Нараянананды, Свами Джьотирмайянанды, М. П. Пандита. Это первоисточники, шедевры современной йогической литературы. Двое из них уже ушли из этого мира, оставив богатейшее духовное наследие. Вы просто не представляете какое: каждая книга – бесценное сокровище!

С Свами Джьотирмайянандой я поддерживаю тесную связь. Он живо интересуются тем, как развивается моя йогическая деятельность, и с готовностью отвечает на мои вопросы, когда они у меня возникают. Йога – наука непростая, и всегда найдутся места, требующие пояснения.

Много писем у меня и ещё от одного индийского йогина – Свами Вигнянананды. Это очень славный и добрый человек, мастер пранаямы. Он, как и Джьотирмайянанда, - прямой ученик Свами Шивананды из Ришикеша, но живёт в Беркли, США, возглавляя основанный им центр Prana Yoga.

Скажу также, что мне дали полную свободу действия – никаких установок, никаких требований, обязательств. «Делай так, как ты считаешь разумным и целесообразным. Единственное пожелание: не нагружай мозги своих учеников тяжеловесной терминологией. А в остальном ты сам знаешь, что и как делать», – таков был один из советов со стороны Свами Джьотирмайянанды.

Более того, недавно в очень корректной форме Свами Джьотирмайянанда предложил мне создать свой собственный центр йоги, «чтобы ты ни от кого не зависел – ни от каких других организаций» – именно так было сказано в письме.

В связи с литературой, заслуживающей безусловного внимания, не могу не упомянуть направление Сиддха Йоги, в частности, книги Свами Муктананды и беседы блистательной Гурумайи. Мне близка эта традиция, и я неплохо знаком с ней.

Во всём мире уже десятилетиями существуют центры йоги, прекрасно оборудованные, современные, которые помогают людям становиться на ноги и в прямом, и в переносном смысле. У нас просто не знают об этом: разве Вы услышите такое по телевизору или по радио, прочтёте в газете? Так что мы здесь на Руси и в этом отношении плетёмся в хвосте.

За рубежом, между прочим, считается хорошим тоном среди уважающих себя частных лиц материально поддерживать всякие проекты, направленные на духовное развитие общества. На нашей же земле такие жесты доброй воли не приняты, разве что за редким исключением. Будет ли такое исключение в моём случае? Найдутся ли люди, заинтересованные в моём проекте? Люди, которые помогли бы мне осуществить его? Да. Не сомневаюсь в этом. Такие люди придут. Они примут активное участие в этом проекте и тем самым улучшат свои кармические условия.

Вопрос 5. Йога-ратна. В чём, собственно, состоит испытание (инициация), и как оно проходило?

Ответ. Могу Вас разочаровать, Евгений. Меня не замуровывали в склеп на трое суток без воды и воздуха и не оставляли без пищи на сорок дней. Меня не заставляли в одиночестве сидеть по ночам в полнолуние на могилке какого-нибудь старого, пользующегося дурной репутацией кладбища. Наконец, мне, слава Богу, не подсылали знающих своё дело обольстительниц и не мучили моё мужское начало суперэротическими шоу.

«Когда ученик готов, приходит учитель» («When the pupil is ready, the master appears»), – так гласит эзотерическая истина. «Просящие – получат. Стремящиеся увидеть – увидят. Жаждущие знать – узнают». Это тоже древние, как мир, истины. Так вот, я и просил, и стремился увидеть и жаждал.

Учитель–ученик – это глубоко мистическая и интимная связь. Учитель знает, кому давать и что давать. И уж наверняка – когда, ибо время очень важный фактор. По йогической линии я получил несколько посвящений от учителей очень высокого духовного статуса. Посвящение (дикша на санскрите) занимает центральное место практически во всех ветвях могучего древа йогической традиции. Все школы сходятся во мнении, что без передачи учителем ученику духовных знаний (джняна) и духовной силы (шакти) достичь Просветления и духовного освобождения невозможно.

Что касается «испытания» – слова, которое Вы употребили в вопросе, – то, по большому счёту, вся наша жизнь есть Испытание, подчас весьма тяжёлое. Жизнь – это полигон, на котором наша душа проходит испытание «на прочность» перед бесчисленными соблазнами этого мира. Иногда силы оказываются неравными.

Вас интересует термин «йога-ратна»? Да, действительно, при наделении меня статусом учителя йоги мне был присвоен духовный титул «йога-ратна». «Ратна» – санскритское слово, и переводится как «драгоценный камень». Таким образом, «йога-ратна» означает «драгоценный камень йоги» среди йогинов. Как мне объяснил мой учитель, этот «похвальный титул» даётся «как признание в подвижнике особых достоинств и высокого мастерства». Этот титул даётся на всю жизнь. Это не звание, когда сегодня вы полковник, а завтра – генерал. Почему мне выпала честь удостоиться столь высокой оценки, я не знаю, и, признаюсь, мне не доставляет большого удовольствия говорить об этом.

Вопрос 6. Как Вы определяете понятие «йога»?

Ответ. Санскрит – язык полисемантический. Йога – санскритское слово, и имеет много значений и интерпретаций. Его широко используют в науке, психологии, философии, религии, искусстве, грамматике, астрономии, медицине, арифметике и т.д. В его основе лежит корень «йудж», что значит «соединять», «объединять». Таким образом, общий смысл этого термина – соединение двух вещей. У меня нет собственного определения слова «йога». Я определяю его так, как определяет традиция: «Раджа-йога сутры» Патанджали, «Бхагавадгита», пураны, упанишады. Определений не так уж мало. Кроме того, современные авторы варьируют их, показывая, насколько ёмко это понятие.

Приведу несколько наиболее известных определений:

«Йога – это прекращение (или контроль) мысле-волн (видоизменений) читты (ментальной субстанции)». Такое определение даёт мудрец Патанджали в своих «Йога сутрах». В «Бхагавадгите» под йогой понимается «искусство действовать с уравновешенным умом», «психическое равновесие», «состояние полного разъединения связи (человека) с тем, что приносит страдание» (и такое есть определение!). «Йога-бхашья», самый древний из дошедших до нас комментариев на «Йога-сутры» (приблизительно 15 век н.э.), утверждает, что «йога – это самадхи (духовный экстаз)». Ну и так далее.

Однако из всего арсенала определений стоит, безусловно, выделить следующее: «Йога – это соединение индивидуальной души с Трансцендентальной Душой (т.е. с Богом)». Такое определение мы находим в «Йога-Яджнявалкье». И всё, что способствует такому единению, также называется йогой. Поэтому практическая сторона религии называется не иначе как йогой. Именно это мы имеем в виду, когда говорим «буддийская йога», «тибетская йога», «христианская йога», «даосская йога». И таких словосочетаний не следует пугаться. Здесь всё правильно, грамотно. Нужно лишь понимать, о чём идёт речь.

Вопрос 7. «Интегральная йога»... Одно из толкований термина «йога» – «единство», путь к единению. Интегральный – объединяющий. Зачем повтор?

Ответ. Ну, здесь всё очень просто. Слово «интегральный» применительно к йоге имеет отношение к методам, средствам, которые используются для достижения цели, т.е. ЕДИНЕНИЯ. Существуют довольно много видов или ветвей йоги. Четыре из них в силу сложившейся традиции являются основными: йога мудрости, йога любви к Богу, йога действия и йога духовного созерцания (йога медитации). Каждый из этих видов имеет свои специфические средства, методы, благодаря которым и осуществляется процесс восхождения по духовной «лествице, Богом утвержденной, к небеси».

Бытует мнение, что все эти йоги сложились и существуют как бы сами по себе, не имея друг к другу прямого отношения. Такую точку зрения следует признать неверной. Она опровергается и «Бхагавадгитой», и Упанишадами, стоит только внимательно поработать с этими Писаниями. Сатья Саи Баба, живущий ныне всеведущий Богочеловек, называет эти виды йоги «тропинками единого пути», подчёркивая тем самым интегральный характер духовного пути.

Существует также мнение, что интегральная йога это детище Шри Ауробиндо. Но, позвольте, ведь и мадам Блаватская не является основательницей теософии, как многие себе это представляют. Теософского Общества – да, но не теософии как таковой. Последняя существовала задолго до госпожи Блаватской. Яков Бёме, Сведенборг... они тоже были теософами. Так и здесь: Ауробиндо Гхош не является основателем интегральной йоги. Апологетом, адептом, блестящим интерпретатором – да. Причём, очень крупным, уникальным в своём роде, кто спорит?

Чем же характерна интегральная йога?

Человек изначально, от Природы, наделён разумом и чувствами, волей и способностью действовать. Эти жизненно важные качества его души – ветви единого древа, человека. Им-то и соответствуют виды йоги, о которых я только что говорил, каждому – своя. Но разве может человек обходиться только одним разумом или одними чувствами? А без воли может человек жить? А без действия? Поэтому разделение на различные формы или виды йоги, это не принципиальное разделение. Гениальный философ древности, блестящий мыслитель Шанкарачарья был глубоко верующим человеком. А дураку, простите, дай молиться, так он и лоб разобьёт. Какие уж там духовные высоты!

Интегральная йога – есть способ гармонизации телесной активности, чувств, ума и воли. И метод, который предлагает нам так называемая интегральная йога, состоит в том, чтобы сознательно в равной степени использовать весь свой природный инструментарий – разум, чувства, волю и действие, понимая их не как отдельные, автономные инструменты, но как глубоко взаимосвязанные между собой и активно влияющие друг на друга аспекты единой системы, образующей человеческое существо.

Разве можно войти в молитвенное состояние без надлежащей концентрации ума на объект молитвы? Уверяю Вас, это будет всё что угодно, только не молитва. А бездушный интеллектуал, пусть даже с крепким умом и обширными знаниями, – ну кому он нужен по большому счёту? Подпустит ли его, такого умного, близко к Себе Господь? Если в сердце человека нет любви, милосердия и сострадания, он не может рассчитывать на дружбу с Богом.

Интегральная йога – это и молитва, и служение людям, это изучение священных писаний и воспевание Имени Бога, это поддержание организма в чистом, здоровом состоянии и, самое главное, контроль чувств и ума. Интегральная йога широко использует психофизические техники (динамические, статические, смешанные, дыхательные упражнения, глубокую релаксацию и т.д.), а также мистические формулы, мантры. Это и духовное пение. Причём, содержанию отдаётся безусловное предпочтение.

Вот почему интегральная йога по существу является йогой универсальной!

Вопрос 8. Что может означать йога в жизни современного человека?

Ответ. Она может означать всё и она может ничего не означать. Она может означать и то бесконечно многое, что лежит между этими двумя полюсами. Один мой старый приятель ещё в далёких шестидесятых как-то бросил такую фразу: «Путь к йоге у нас в Союзе лежит через болезнь». Мне кажется, это близко к истине.

Современный человек слишком слаб духом, чтобы заниматься йогой серьёзно, разве что когда болячка какая-нибудь больно «прижмёт» или обстоятельства сокрушат и вынудят, чтобы выжить, обратиться к тайным наукам. Исключения, правда, есть, и я знаю таких людей, но это единицы. Да и у них возникали большие проблемы технического, но, главным образом, психологического порядка, которые они так и не смогли разрешить.

Нет, они не вышли из игры. Попав в действительно трудную, драматическую ситуацию, столкнувшись с реалиями своего собственного внутреннего мира, полного неожиданных, порой, продирающих душу «сюрпризов», они просто стали играть, образно говоря, другими картами – в ту же самую игру, но другими картами – с иными изображениями. Некоторые из них вынуждены были даже пересесть за другой стол.

Они, насколько мне известно, до сих пор продолжают играть (некоторые уже в очень большом духовном чине по линии православного христианства). Но знаете, с кем им пришлось сразиться? С самой чародейкой Майей, космической иллюзией, самым опытным и хитрым игроком. И знаете, что интересно – они, похоже, так и не догадались, кто верховодит. И уж тем более им было невдомёк, что на самом деле это Она играла с ними, заставив поменять карты и пересесть за другой стол, или, говоря своими словами, сменить одного бога на другого.

Обыкновенный человек и ведать-то обо всём этом не ведает. Но эти ребята, мои бывшие очень близкие друзья по йоге, поверьте мне, – настоящие герои. Они всё поставили на карту. И при всех раскладах это, с их стороны, – достойная игра, до слёз искренняя и до боли честная. При том, что тропинки наши разошлись (карты и место своё игральное я не стал менять, знаете ли), я до сих пор с любовью и восхищением вспоминаю о них и до сих пор считаю их своими духовными братьями.

А можно сказать и по-другому: они живут так потому, что не могут жить иначе. Писатель «от природы» пишет потому, что не может не писать. Композитора неведомая сила влечёт к инструменту. А, скажите, какая сила заставляет молодую девушку, распускающийся цветок, подаваться в монастырь? Хотя, где гарантия, что за стенами монастыря разрешится весь комплекс душевных и психических проблем, которые наверняка дополнятся мощным физиологическим фактором? Мне могут возразить, мол, с Богом всё возможно. Да, конечно, я знаю это не понаслышке. Но я знаю также и то, что одним челобитием Бога не возьмёшь.

Одна симпатичная дамочка, хозяйка косметического салона, прочитав в модном женском журнале статейку о йоге, загорелась желанием заняться этим делом – «походить на йогу». Она даже предложила мне в аренду своё помещение – раз о йоге пишут в таких журналах и расхваливают её, значит йога это не только хорошо, но и модно. Мне удалось провести с ней только одно занятие. И знаете почему? Потому что я сказал ей, что дома этим делом тоже нужно будет заниматься. «Как? И дома тоже? О нет, это не для меня!» Интерес к йоге мгновенно пропал, а заодно и интерес ко мне. Через неделю пришлось менять помещение и переходить в заброшенный зубоврачебный кабинет одной из поликлиник. Да, Евгений, и в таких условиях приходилось заниматься!

Ваш вопрос о том, что может означать йога в жизни современного человека, чрезвычайно интересен. Это непаханое поле как для дискуссии, так и для отдельного исследования. Но тема эта слишком большая, чтобы её продолжать сейчас.

Вопрос 9. Что есть йога? Философия? Религия? Путь? Инструмент?

Ответ. «Вся жизнь – это йога». Знаете, кому принадлежат эти слова? Ауробиндо Гхошу. Всё так или иначе устремлено вперёд. Назад, как известно, пути нет. Человеку предначертано найти своё завершение в Боге, и все эти мудрёные теологические «откровения» о вечном аде для неверных не более чем невежественные домыслы, ставящие, между прочим, жирный крест на Великом Милосердии Божием. Если Бог есть Любовь, то как же может Он, Вершитель Судеб и Владыка Мира, так обустроить этот мир, что Сам вынужден то и дело попускать отправку Своих возлюбленных крупными, миллиардными партиями в то – страшно подумать какое! – место, откуда никогда не может быть возврата.

Более того, если мы разумеем под Богом душу нашей души, то фактически выходит, что Он вынужден соглашаться с отправкой в преисподнюю вместе с великим множеством несчастных душ, им же сотворённых, Самого Себя – с каждой «неверной» душой верную частичку Себя. Так что ли? Но ради чего, помилуйте? Что это за такая форма чёрного иррационализма? Или я чего-то недопонимаю?

Я верю, что удел грешников – «погореть» в очистительном огне преисподней какое-то время. Я верю и в карательный огонь ада, но временный, пусть и очень долгий, – в те страшные и жуткие места в загробном мире для больших грешников (убийц, тиранов, отпетых негодяев с отяжелённой душой). Но не верю в вечный ад для «неверных».

Скажите, Евгений, разве мир, в котором мы живём, в котором Господь Бог с его Извечным Покоем и Несказанным Блаженством так мало проявлен, в котором фактически безраздельно господствует Дьявольская Сила, можно назвать раем? Не знаю, как Ваш жизненный опыт, но мой однозначно говорит в пользу того, что Господь уделяет страданию в этом мире гораздо большее внимание, нежели счастью. Поэтому мудрецы мир этот называют не иначе как «долиной скорби», «системой смерти», «могилой, исполненной ужасов». А вспомните первую из четырёх благородных истин Будды, лежащих в основе его учения: «Жизнь есть не что иное, как дуккха (страдание, печаль, боль, неудовлетворённость)»! И после этих «прелестей» земной жизни ещё и вечный потусторонний ад? Нет, такая эсхатология выше моего скромного понимания.

Йога же и духовные учения Индии эсхатологическую проблематику не очень-то жалуют, хотя тема эта, конечно же, разрабатывалась и приняла доктринальную форму: возьмём, к примеру, «Бардо Тхёдол» (Тибетскую книгу мёртвых) и «Гаруда пурану» (Индусскую книгу смерти). Их – там, на Востоке – больше интересует другое. «Скорее, не вы в космосе, но космос в вас» (Мехер Баба). Вдумайтесь в эти слова. Они одни способны перевернуть всё ваше представление о самом себе. А вот ещё: «В каждом сердце таится неиссякаемый источник силы и бескрайний океан свободы, ибо вы по сути своей дух» (Свами Джьотирмайянанда).

Далее: «Закон гласит, что нищий получает только нищенскую порцию, которую он просит, и которая даётся ему случайным счастьем. Но сын Божий получает своё родственное право на всеобъемлющее Царство Божие со всеми его богатствами» (Парамахамса Йогананда). Можно бесконечно долго приводить такого рода позитивные сентенции «из йоги».

Философия ли йога? Бесспорно. Но это не просто «философия». Это исключительно духовная и глубоко оптимистическая философия, философия пути человека к Богу с предопределённым концом – хэппи энд’ом. Но йога выходит далеко за пределы философии, ибо это, прежде всего, практическое учение о том, как следует жить, чтобы радоваться жизни, что нужно делать, чтобы обрести здоровое, крепкое тело, устойчивую тонкую психику и развить духовные силы, таящиеся в святая святых сердца. Йога учит и тому, как стать достойным гражданином общества, как способствовать его процветанию, как научиться быть сострадательным к людям и ко всему живому. И многому другому, способному изменить человека в лучшую сторону, трансформировать его сознание.

Можно ли назвать йогу религией? Думаю, да. Но йога – это не просто «религия», одна из религий. Она – универсальная религия, в которой нет места фанатизму и мракобесию, нетерпимости и высокомерию. Это религия веры в Себя как в духовное существо. Это религия любви человека к Богу и к Матери-Природе со всем её живым «реквизитом». Йог мудр в понимании высокой цели своей жизни и он не стремится изменить мир, не изменив себя прежде.

Можно ли назвать йогу путём? Да, конечно. Йога – это дорога, ведущая к цели. Но это – горная дорога, дорога на вершину – к самым высотам духа, дорога очень непростая, особенно, если пытаться идти самому, без проводника, знающего тайные тропинки. Это надёжный путь при условии, если «ученик готов». Учитель (сам Господь Бог, по большому счёту) не даст ему погибнуть в пасти какого-нибудь затаившегося хищника. Господь может попустить кое-что из довольно серьёзных вещей, но готового ученика Он никогда не отдаст в лапы зверя – слишком дорога Ему каждая зрелая душа, ибо она проделала долгий путь к Нему, слишком долгий, чтобы отнестись к ней подобным образом.

Вы можете поставить частные цели и добиваться их с помощью йоги: улучшить самочувствие, похудеть, научиться снимать психическое напряжение, контролировать свои эмоции, улучшить память, работоспособность, концентрацию внимания и т.д. Это тоже путь, путь изменения себя к лучшему, более здоровому, надёжному, совершенному. Если вы при этом используете йогические средства, то этот путь можно вполне назвать путём йоги, почему бы нет?

Инструмент ли йога? Если подразумевать под инструментом средство, орудие, применяемое для достижения цели, то есть определённую технологию, метод, приём, дисциплину, то – безусловно. Всё это входит в арсенал йоги.

Является ли, скажем, мантра инструментом? Да, безусловно. Это как раз один из тех камней, который высекает искры божественной энергии того или иного свойства, способные возжечь пламя души до невероятных размеров и очень высоких градусов, при которых сгорают многие наши пороки и несовершенства. Конечно, для этого нужно работать, и для этого нужна дисциплина. Молитва, духовное созерцание, пранаяма (особые дыхательные упражнения с задержкой дыхания) и другие методы – то же самое.

Вопрос 10. Йога и мировые религии. Православная церковь практически повсеместно осуждает и отрицает йогу. В чём суть проблемы?

Ответ. А в чём вы, собственно, видите проблему? Йога не вмешивается в дела религий. Она не занимается миссионерской деятельностью. Она не навязывает свою идеологию никому и уж тем более далека от того, чтобы заниматься критикой. Поэтому и мы не будем критиковать православную церковь за её более чем жёсткую позицию в отношении йоги, как, впрочем, и всего, что не является Православием. Одиозный принцип «кто не за нас, тот против нас», красующийся на знамени нечестивых фанатиков, всякого рода идеологов и проповедников, неважно, от политики или религии, привёл к краху даже такую могущественную и, казалось бы, вечную систему, как «коммунизм».

Йога как наука постижения Бога существовала задолго до Рождества Христова. И если йога провозглашает изначальное единство человеческой души с Душой Божественной и указывает на наличие в человеке божественной природы, которую необходимо распознать, открыть в себе и дать ей возможность всецело проявиться, то это никак не противоречит и учению Христа. Разве не сказано в святом Евангелии от Луки (17:21), что «Царствие Божие внутрь вас есть»? И разве не писал святой Григорий Богослов в своём «Слове о человеческой добродетели», что «если ты будешь низко думать о себе, то напомню тебе, что ты созданный Бог»?

Как известно, человеку свойственно ошибаться. Но не менее свойственно ему искажать истину. Многие религиозные деятели особенно христианского толка грешат против последней, пытаясь очернить йогу, представить её в дурном свете, умалить её достоинства. Но знаете, что я Вам скажу: несмотря ни на какие лающие звуки, караван продолжает идти своей дорогой... Он везёт спасительную влагу и обязательно достигнет цели.

Вопрос 11. Не могу не задать Вам следующий вопрос: йога и астрология. Есть ли точки соприкосновения между ними? Как йога относится к астрологии?

Ответ. Насколько я понимаю, астрология традиционно занимается изучением влияния планет нашей солнечной системы на человека. Такую астрологию я назвал бы, скорее, учением, нежели наукой. Однако современная астрология пошла гораздо дальше: теперь в сферу её интересов входит диагностика и прогнозирование всей эко-системы: человек – среда, органическая жизнь и среда и даже неорганическая форма существования и среда, т.е. влияние ближайших к нам небесных тел на жизнь нашей планеты. В таком своём состоянии она, я думаю, может претендовать и на статус науки. Но, в любом случае астрология имеет дело с влиянием, изучая механизм и результат влияния.

Йога же – это путь освобождения от влияния, в том числе и влияния планет. Загнанный кармической обусловленностью в лабиринт земной жизни, человек подвержен бесконечному множеству всевозможных влияний: внешних и внутренних, прямых и косвенных, то и дело загоняющих его в тупик. Став на стезю йоги, он, прежде всего, старается ослабить влияние собственных негативных сил в виде дурных качеств, наклонностей, привычек, пороков – того, что в христианстве именуют бесами.

Осуществляя контроль над словами, чувствами, мыслями, поступками, он методично, терпеливо «заглушает» их, сдерживает, не даёт им проявиться, вырваться наружу. Это со временем, а иногда и довольно быстро, приводит к изменению характера человека, манеры его поведения. Он становится более спокойным, рассудительным, терпеливым, приятным в общении (с самим собой, в том числе) и т.д.

Одновременно с внутренними идёт работа и с внешними влияниями. С этой целью ещё тысячелетия назад был разработан целый ряд особых – прежде всего, морально-этических – предписаний для учеников йоги, направленных на то, чтобы дисциплинировать и оградить от всякого рода неприятностей, которые могут быть спровоцированы неверными с точки зрения йогической науки действиями, словами или даже мыслями. Каковы эти предписания – отдельный разговор.
Без такой работы полноценная эволюция человека невозможна.

Почему я говорю «полноценная»? Потому что многие проводят знак равенства между эволюцией человека и развитием его интеллекта, сводят эволюцию к интеллектуализации. Развитый интеллект – это хорошо, замечательно! С дураками рай на земле, конечно же, не построишь. Но интеллектуалы – т.е. князья, бароны и принцы возведённого ими интеллектуального царства, для которых интеллект превыше всего, – это довольно опасная категория людей: они, скорее, приведут мир к катастрофе в силу присущей им эгоцентричности и учёной гордыни, чем облагодетельствуют его.

Йога – это путь или способ достижения освобождения. Освобождение чего от чего? Если по большому счёту, то духа от материи или, иначе, сознания от оков этого мира, а затем и других.

Досточтимый Свами Джьотирмайянанда говорит об этом так:

«Феноменальный мир – это нарост в сознании человека, вызванный майей (иллюзией), и если человек расшатает его, он достигнет Освобождения. Весь план состоит в том, чтобы расшатать и, оторвав, удалить его».

Причём, каждый успешный шаг на этом пути можно и нужно рассматривать как освобождение, пусть и частичное. В христианстве мы наблюдаем то же самое: его главная цель – спасение души. А такое спасение возможно лишь при условии освобождения души верующего от удушающего влияния Князя мира сего – или, просто: от мира сего, что практически одно и то же, – т.е. всё от той же удивительно живучей и стойкой в сознании человека материальности.

В ослаблении влияния на человека этой материальности, этого очень привлекательного красавчика-монстра, собственно, и заключается миссия религии, насколько я это понимаю. К Богу она привести не в состоянии. А вот переориентировать человека с мирского на Божественное и тем самым разрушить или, по крайней мере, ослабить влияние негативных сил этого мира на него ей, как показывает многовековой опыт, в целом удаётся. Правда, часто, высвобождая человека из одних оков, религиозный институт умудряется быстренько надеть на него другие оковы – доктринальные. Но это отдельный разговор.

Возьмём Библию, святая святых христианского учения. К чему она призывает? К отделению от мира. Чему учит? Тому, что мир сей и всё, что в нём, достойны презрения: «Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей; Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира (сего)» (1 Иоан. 2:15,16). Так вот и сказано: «Не любите мира, ни того, что в мире».

Похоть и гордость житейская – вот они, согласно религии, сущие злодейки на нашу с вами голову! А что, разве не так? На самом деле всё вокруг этого вертится. И почти всё к этому сводится. И христианство не одиноко в своей в общем-то справедливой оценке этому миру, если смотреть с точки зрения духовной перспективы и конечной цели жизни.

Итак, астрология изучает внешние влияния на человека, причём, в очень ограниченном радиусе, определяемом исключительно небесными телами. Но ведь на самом деле планетное влияние – лишь вторичный фактор! Это следствие, а не причина. Первичным или определяющим здесь является внутренний фактор, имя которому карма. Именно карма того или иного человека определяет наиболее удачное время для его рождения, наиболее благоприятное соотношение и расположение небесных светил.

Исторический контекст – вот, что «делает погоду». Я думаю, Вы понимаете, что под историческим контекстом я подразумеваю реинкарнацию, так называемый метемпсихоз, и только что высказанные доводы построены исключительно на фундаменте мистической доктрины реинкарнации, приверженцем которой я являюсь.

Да, всё влияет на нас, в том числе и планеты, но именно мы своими прошлыми мыслями, словами и поступками вызываем к жизни все эти влияния и именно мы определяем, когда и при каком расположении планет нам надлежит родиться. Хороший психолог может дать вам довольно точную характеристику, изучив ваше окружение, обстоятельства вашей жизни и т.д..

Подобным образом, хороший астролог может вполне точно охарактеризовать ваши жизненные вехи и набросать наиболее вероятные варианты развития вашей жизни в личностном и социальном планах. На мой взгляд, астрология может служить неплохим вспомогательным средством, но было бы большой ошибкой полагаться на неё в ущерб собственным усилиям.

Когда-то давно в одной из эзотерических книг я прочёл такую фразу: «Глупец подчиняется звёздам, мудрец управляет ими». Кем нам быть – выбор остаётся за нами.

Вопрос 12. Астрология – я понял, Вы согласны с этим – может и умеет прогнозировать, т.е. предсказывать. А как йога – она предсказывает что-нибудь? Каково Ваше собственное отношение к предсказаниям?

Ответ. В известном йогическом трактате «Хатха-йога прадипика» говорится следующее: «Независимо от того, молодой ли, старый ли, больной или худой, – каждый, кто отбросил лень, достигает успеха, если он практикуется в йоге. Успех приходит к тому, кто занят практикой; простое чтение книг не ведёт к успеху. Успех не приходит от облачения в особые одежды. Его не получить рассказыванием историй. Только практика – средство к успеху. В этом – истина, и здесь не может быть сомнения».

Процитированный отрывок я рассматриваю как конкретный и в то же время универсальный прогноз: успех обеспечен, если есть практика. Нет практики, нет успеха. А практика – это работа, и лень здесь нам не товарищ. Да и Бог, как известно, помогает тому, кто помогает сам себе, т.е. кто проявляет усердие в достижении цели.

В другом классическом тексте «Йога сутры» Патанджали эта же мысль выражена в следующих словах: «Успех (самадхи) приходит быстро к тем, кто бесстрастно и устремлённо движется (к цели)». Обратите внимание на наречия: бесстрастно и устремлённо. В этом – дух йоги. В этом – её секрет.

Что же касается моего отношения ко всякого рода прогнозам, пророчествам, предсказаниям, то я с некоторых пор отношусь к ним довольно спокойно, не предаю им большого значения. Да, в них, безусловно, содержится немалая интрига, но мой собственный опыт прямого и косвенного общения с ними говорит в пользу того, что большой практической ценности они не имеют.

А, потом ведь, всё зависит от того, кто предсказывает. Если предсказывает, скажем, Сатья Саи Баба, тогда для меня это серьёзный аргумент, чтобы прислушаться, ибо он никогда и ничего не говорит понапрасну.

Год назад – 1 января 2000 года, если быть точным, – в своём новогоднем выступлении перед огромной аудиторией паломников и последователей Саи Баба, например, заявил дословно следующее:

«Очень скоро (In a very short time) люди всего мира объединятся. Сегодня такие страны как Америка, Россия, Япония, Китай, Пакистан, Индия отделены друг от друга разногласиями. Но очень скоро (Very soon) все эти страны объединятся. Даже те, кого вы считаете своими ярыми врагами, станут вашими лучшими друзьями».

Что такое «очень скоро»? Вы как астролог как считаете? Год, два? Нелегко в это поверить, верно? Что же должно произойти такого, чтобы эти страны так вот вдруг объединились?

А пару недель тому назад, пятого февраля, я видел Саи Бабу во сне. Мы были одни и неторопливым, прогулочным шагом шли куда-то, беседуя. Находясь слева от меня, он сообщал мне что-то. Кажется, я вполне понимал его, хотя никаких слов не слышал и не знаю, о чём шла речь. И вдруг на чистейшем русском языке очень чётко он произнёс следующую фразу: «Через семь месяцев будут изменения». Только одну. И больше ничего.

Сразу после этой фразы сон закончился, и я проснулся. Я был под сильнейшим впечатлением от сна: всё было реально, как наяву. Не имею представления, кого или чего коснутся изменения через семь месяцев – меня, моей семьи, России, мира..., но то, что какие-то изменения произойдут и они будут важными, по крайней мере, для меня (иначе Саи Баба не стал бы приходить ко мне и говорить об этом), у меня не вызывает сомнения. Возможно, это связано с его новогодним заявлением о мировом объединении. Возможно, нет. Не будем гадать. Давайте доживём до сентября.

Добавление от 25 августа 2002 г.
11 сентября 2001 г. в США произошли события, потрясшие весь мир и положившие начало объединению мирового сообщества против общего врага – международного терроризма. Начиная с августа 2001 г. в жизни Владимира Афанасьева и членов его семьи стали происходить большие изменения.



...

События и новости
2017-11-13Ретрит Школы йоги «Парашакти»: Осень 2017

С 10 по 12 ноября в отеле «Большая медведица» (хутор Гуамка Апшеронского р-на) прошёл очередной, двадцать первый, ретрит Школы йоги «Парашакти» по теме: «Секреты Праны и пранаямы», в основу которой легло учение Свами Нараянананды. В этот год богини Кали — на его исходе — мы сочли должным уделить особое внимание и выразить своё глубокое почтение Шри Кали-Дурге.

2017-07-01ОМ ШРИ ГУРАВЕ НАМАХА!

Школа йоги «Парашакти» сердечно поздравляет всех учителей и учеников йоги с замечательным праздником – Вьяса Пурнимой. Согласно ведической традиции, именно в этот день был рожден великий мудрец Вьяса – «разделитель» Вед, автор древнеиндийского эпоса «Махабхараты» и священных пуран, основоположник философии веданты. Если в далеком прошлом в этот день духовные подвижники отдавали дань уважения исключительно Вьясе, как первому учителю, то впоследствии день Вьяса Пурнимы приобрел иные, гораздо более широкие масштабы и превратился в праздник всех учителей, академических в том числе. По этой причине он стал называться Гуру Пурнимой.


Гуру Пурнима отмечается ежегодно в полнолуние и выпадает на месяц Ашадх (июнь-июль). Это первый день годового периода Чатурмас («четырёх месяцев»), благоприятных для сельского хозяйства.


По всей Индии в ашрамах и монастырях в этот день совершаются специальные пуджи, посвященные гуру, поются духовные гимны, бхаджаны и ведические киртаны, читаются лекции и проводятся концерты и другие мероприятия. Особенно широко, с большим размахом отмечается этот праздник в ашрамах Свами Шивананды (Ришикеш) и Сатьи Саи Бабы (Прашанти Нилаям).


Этот день отмечается также в буддизме. Считается, что именно с него берёт начало буддийская религия, поскольку в этот день Будда Шакьямуни произнес свою первую проповедь в Сарнатхе, небольшом городке в 10 км к северу от Варанаси.


Этот день исключительно важен и для джайнов, ибо в этот день у Махавиры, основателя джайнизма, появился первый ученик, Гаутама (Индрабхути).


В качестве подарка прилагаем статью Свами Джьотирмайянанды «Гуру – свет в твоем сердце» в нашем переводе с английского языка.

Ом Намо Гурудэв Намо!

Наши занятия