Свами Джьотирмайянанда "Судьба или свобода воли?"

Судьба или свобода воли?

Свами Джьотирмайянанда
International Yoga Guide Volume 54: No.2, October 2016


Каждый из нас не раз в жизни задавался ставящим в тупик вопросом: «Всё ли предопределено в этом мире или я всё же могу каким-то образом влиять на ход своей судьбы?» Для духовного искателя проблема свободы воли становится насущной: имеет ли он её и, если да, то в какой мере? Размышляя над этим, он вынужден углубиться в смысл таких понятий, как «провидение; рок, неизбежность» (fate), «судьба, неотвратимость судьбы» (destiny) и «предопределение, предначертание» (predestination)1. Сбитые с толку этим сложным вопросом, многие люди приходят к выводу, что их судьба «уже начертана», что они полностью зависят от неё и у них нет шансов изменить что-либо в жизни. Другие же могут заключить, что они обладают свободой воли и ничто им не мешает влиять на обстоятельства. Однако в свете философии йоги и веданты ваша жизнь являет собой некое смешение судьбы и свободы воли при наличии внутри вас духа, являющегося творцом вашей судьбы в каждый данный момент жизни.

Если вы проанализируете состояние своего ума в момент, когда вы чувствуете зависимость от обстоятельств (fate), вы легко придёте к выводу, что находитесь под влиянием инертности и ищите возможность психологически убежать от реальности. Когда ум подвержен влиянию тамаса (инерции, вялости), он затуманивается, и врождённое чувство (instinct) свободы воли притупляется. Как следствие, вы склоняетесь к признанию рока или судьбы. Вместо того чтобы встретить ситуацию лицом к лицу, вы предпочитаете обратиться за помощью к другому человеку, кто дал бы вам утешительную, заведомо благоприятную картину будущего, что освободит вас от надобности самому работать в этом направлении. Когда по ночам под порывами ветра дерево раскачивается, ребёнку чудится в ветвях привидение. Подобным образом, всякий раз, когда под ударами обстоятельств раскачивается дерево вашей жизни и дела идут совсем не так, как навоображало себе ваше эго, привидение рока обретает черты реальности в вашем сознании, и вас охватывает чувство безысходности.

Слова «неизбежность» (fate) и «судьба» (destiny) очень близки по смыслу. Судьба, образно говоря, ставит печать совершенной определенности, или безальтернативности (infallibility), на вещи. Когда вы жалуетесь на неблагоприятные обстоятельства (fate), вы в своих чувствах лишь наполовину допускаете безысходность ситуации, когда же вы ропщите на судьбу (destiny), вы полностью признаёте неотвратимость событий.

Третье слово, общее по смыслу с этими двумя и часто встречающееся в религиозных учениях, – это «предначертание» (predestination). Для многих людей «предначертание» означает то, что всё задумано Богом, и Он знает заранее, как всё это будет происходить. Поскольку Он всеведущ, Он должен знать прошлое, настоящее и будущее. Поэтому ничего не может произойти такого, что не отвечало бы замыслу Божественного Космического Разума, и человеку поэтому не дано изменить ровным счётом ничего. В космическом журнале учёта событий рукой Бога прописана их хронология с такой тщательностью, что ни один атом не сможет функционировать без ведома на то Бога.

Когда вы попадаете в ловушку этой мудрёной логики и формируете представление о том, что Бог знает всё, поскольку он всеведущ, и что всё в жизни предопределено, вы начинаете чувствовать себя марионеткой, обусловленной Космическим Планом. Путаница насчёт предопределённости возникает из-за ограниченности человеческого ума. В силу этой ограниченности вы и проецируете эту свою ложную идею всеведения на Бога.

Для лучшего понимания Божественного всеведения подумайте над тем, как солнце взаимодействует с землёй. Хотя солнце находится далеко от земли, оно освещает всё, что находится на ней. Разве солнце ведёт счёт всему, что происходит в этом мире? Нет, конечно. Оно просто светит. Так же и Божественный Дух (Divine Self) всего лишь освещает прошлое, настоящее и будущее и, таким образом, знает всё.


Принятие того, что изменить невозможно

Согласно йоге, каждый индивид, по сути, представляет собой душу, многократно воплощающуюся на земле. Всякий раз, рождаясь на земле, вы приносите с собой из прошлого целый набор карм, называемый прарабдха-карма, определяющий вашу семью и основные вехи вашей жизни. Отдельные аспекты этой прарабдха-кармы, такие как семья, страна, телосложение, рост, изменить невозможно.


Где лежит ваша свобода?

Закон кармы постоянно поддерживается вашим умонастроением, и поэтому, изменив ход ваших мыслей, вы сможете изменить и ход вашей кармы. У вас есть возможность преобразовывать и даже полностью изменять некоторые стороны вашей прошлой кармы, трансформируя тонкие ментальные впечатления.

Некоторые текущие негативные ситуации, вызванные вашими прошлыми мыслями и поступками, могут породить у вас чувство глубокого отчаяния и безысходности. Ваша свобода заключается в том, как вы отнесётесь к этим ситуациям, что предпримете: позволите ли им тормозить ваше духовное развитие или же используете их как средство его ускорения. Обладая духовным видением, вы можете извлечь пользу из неблагоприятной ситуации и трансформировать её в полную противоположность ей, в успех. Если вы выработали такой подход, тогда к тому времени, когда негативная карма ослабнет, вы разовьёте колоссальную силу воли. При этом условии негативная карма, поставившая вас в трудное положение, в конечном счёте всегда будет оборачиваться для вас благом.

С другой стороны, если вы не умеете правильно распорядиться благоприятными ситуациями, как результатом хорошей кармы вашего прошлого, тогда эта хорошая карма может обернуться для вас проклятьем. Предположим, например, что, благодаря хорошей карме, вам не приходится в поте лица зарабатывать деньги и что вам легко доступны все материальные блага. Значит ли это, что вы должны стать самодовольным бездельником и тратить всё своё время и деньги на пустые занятия и никчемное времяпрепровождение? Если это так, тогда вы неправильно используете эту хорошую карму прошлого: вы ослабляете её потенциал и, следовательно, ослабляете свою волю.


Способна ли астрология помочь вам?

В народе астрологов и хиромантов называют «гадалками» (soothsayers). Если они шарлатаны или же если вы сами лишены способности духовно мыслить, тогда единственное, что вы можете от них получить, это временное утешение. Если у вас чесотка и вы используете мазь, снимающую зуд, вы тем самым не устраняете причину чесотки. Подобным образом, когда у вас бардак в голове и вы страдаете от неопределённости, астролог может казаться вам спасителем с его благоприятным прогнозом на будущее, однако сам этот прогноз не в состоянии высветить корень ваших проблем.

К сожалению, лжеастрологи часто являются отличными специалистами в использовании психологических трюков. Например, вам говорят: «На прошлой неделе вы пережили сильное эмоциональное напряжение». Вы думаете: «Гм, откуда он может это знать? Он наверняка хороший астролог»! При этом вы отказываетесь понять, что астролог впечатлил вас заявлением, которое применимо практически к каждому человеку, или же говорит вам то, что вы хотите услышать, используя подсказки, которые вы в разговоре сами же ему и даёте.

Однако это вовсе не значит, что астрология не имеет под собой оснований. Настоящие астрологи могут помочь вам понять, каковы принципиальные черты вашей прарабдха-кармы и как она может проявить себя, но они не в состоянии указать вам, каким образом вы сможете измените вашу карму, какова будет ваша реакция на неё и сможете ли вы её изжить. Ваш дух обладает безграничной свободой изменять основные параметры (размеры, границы проявления) прарабдхи самым удивительным образом.

Астрология не является независимой от кармы, созданной вашей душой (spirit). Обращаясь к гороскопу, астролог даёт вам общую картину того, как ваша прарабдха-карма, скорее всего, будет проявляться.Но не звёзды создали ваши кармы, а вы их создали! Ваша душа сама выбирает расположение планет для её воплощения, и она же выбирает время для отработки всех её карм. Таким образом, вовсе не астрология управляет вашей жизнью, а ваша карма управляет астрологическими расчётами.

Астрологические предсказания можно сравнить с прогнозами погоды. Представим, что Гидрометцентр информирует вас о том, что назавтра ожидается похолодание и усиление ветра до штормового. Люди прореагируют на это по-разному, каждый по-своему извлечёт из этого пользу. На тех, кто планировал покататься на паруснике, этот прогноз окажет влияние отличное от тех, кто собирался остаться дома. То же самое и с астрологическими предсказаниями: они дают вам общую картину того, что вас может ожидать в будущем, но использовать эту информацию, прилагая духовные и волевые усилияили нет,– это уже ваше дело.

Если вы проконсультировались у настоящего астролога и он обрисовал вам в общих чертах перспективы будущего, поразмышляйте над этой информацией и подготовьте себя к будущим событиям, чтобы встретить их на надлежащей духовной высоте. Например, если впереди вас ждут непростые времена, усильте духовную практику: джапу (повторение имени Бога) и медитацию, чтобы укрепить силу духа. Но даже если астрологические прогнозы предрекают вам самые светлые перспективы, вы всё равно должны усилить духовную практику, чтобы ваш успех не пошёл насмарку, а мог развиваться и дальше. Если вы используете астрологическую информацию с точки зрения своего духовного развития, вы будете лучше ориентироваться в складывающихся обстоятельствах и поймёте, что в контексте Божественного Плана всё происходящее идёт вам лишь на пользу.

Человеческий ум, будучи пойманным в мировые сети названий и предметов, постоянно хочет заглянуть в будущее. Но если человеку на самом деле станет в точности известно, что и когда случится, жизнь станет скучной и механической. Именно то, как разворачиваются события, как постепенно неведомое обретает черты реальности, даёт человеку возможность радоваться жизни и проявлять творчество.

Конечно, вы можете продолжать обращаться к астрологам и хиромантам, но глубоко в душе вы не можете безоговорочно верить в роковую предопределённость, ограничивающую ваши возможности. В человеке заложено инстинктивное стремление к действию: к работе над чем-то, к достижению чего-то, к исследованию и новым открытиям, и этому инстинкту необходимо следовать.

В «Рамаяне» Тулси2 сказано: «Даива даива аласи пукара», что означает «Лентяй говорит: “Судьба, судьба”», тогда как саттвическая личность с присущей ей уверенностью и блеском никогда не допускает недостойную и унизительную мысль онеотвратимости судьбы.

В Пуранах есть одна интересная индуистская история о царе, возжелавшем узнать свою судьбу. С этим намерением он обратился к некоему мудрецу: «О, мудрец, тебе ведомо прошлое, настоящее и будущее. Скажи, что меня ждёт впереди?» «Почему ты спрашиваешь об этом», спросил мудрец. Царь ответил: «Если я буду знать, какие беды ждут меня впереди, я смогу избежать их». «Но ты не сможешь их избежать, – ответил мудрец. – Я знаю это наверняка». Царь сказал: «О, мудрец, испытай меня. Скажи всё, что можешь, о бедах, ожидающих меня, и тогда посмотрим, смогу ли я их избежать?»

«Будь по-твоему, – ответил мудрец. – Я расскажу тебе, какиесобытия ожидают тебя. Давай, попробуй избежать их. Первое. Однажды тебе приведут коня, но ты не должен его принимать. Тем не менее, вопреки моему предупреждению не брать коня ты возьмёшь его! Далее. Настанет день, когда ты отправишься на этом коне в лес и окажешься на развилке двух дорог. Одна дорога ведёт на восток, другая – на запад. Не сворачивай на восток, поезжай на запад. Тем не менее, ты поедешь на восток. Если ты поедешь на восток, ты встретишь по дороге женщину, покинутую и несчастную. Она вызовет в тебе чувство большого сострадания. Хотя сострадание само по себе хорошее чувство, в данном случае оно неуместно. И опять-таки, вопреки моему предупреждению ты проявишь к ней слишком большие чувства. Что ж, даже если ты проявишь к ней столь сильное сострадание, не женись на ней, не делай её своей царицей. И всё же, хотя ты и был предупреждён, ты женишься на ней.

Твоя новая царица будет настаивать на том, чтобы ты совершил особые жертвоприношения, чтобы придать твоему бракосочетанию большую святость. Так вот, не совершай этих жертвоприношений. Но ты захочешь порадовать её и примешь решение совершить их. Во время этого священнодействия прибудет молодой брахман. Не принимай никаких молодых брахманов. Отправь его назад. Тем не менее, ты примешь его и разрешишь остаться. И так случится, что у этого брахмана помутится рассудок, и он начнёт глумиться над царицей. Это так разозлит тебя, что ты убьёшь его. Последствия этого греха не заставят себя долго ждать – ты заболеешь проказой, и всё твоё тело будет поражено этой болезнью. Ты сможешь исцелиться, но лишь при одном условии: ты должен будешь с великим смирением выслушать всю «Махабхарату», от начала до конца. Теперь, когда ты услышал всё, что ждёт тебя, все эти вещи, попытайся избежать их»!

Как повествует рассказ из священного писания, царь так и не смог избежать ни одного события, предсказанного мудрецом. Каждый раз он игнорировал совет мудреца, думая: «Что случится, если я сделаю иначе? Ведь на самом деле есть только одна настоящая опасность, которую я должен избежать, и она – в самом конце». Таким образом, он каждый раз становился жертвой обстоятельств, пока не сбылись все пророчества мудреца.

Несёт ли эта примечательная истории послание о том, что всё предопределено и что человек беспомощен изменить что-либо в своей судьбе? Нет. Дело в том, что эту историю нельзя принимать буквально. Она аллегорична, и её цель заключается в том, чтобы иносказательным языком проиллюстрировать, что душа человека должна пройти через определённые испытания. Здесь царь символизирует душу, и, вовлечённая в этот мир, она не может избежать «коней» чувств. Эти чувства в конечном счёте и привели его к отчаявшейся царице, символизирующей интеллектуальную ограниченность в дебрях вашего ума. Полагаясь на свой непросветлённый разум, не делая попыток очистить его, вы вовлекаетесь в дебри эгоистических мыслей, и эта вовлечённость – ваше жертвоприношение. Постепенно под настойчивым давлением вашего ограниченного интеллекта вы начинаете совершать негативные поступки. Акты насилия и все действия, вызванные алчностью, завистью и ненавистью, независимо от степени их интенсивности, поражают вас проказой ограниченности сознания. Единственное средство от этого недуга – это развить чувство преданности Богу слушанием священных писаний, что в конечном итоге приведёт к Просветлению.

Итак, каждой воплощающейся душе по причине неведения предначертано испытать горести и беды и в конце пути, преодолев неведение, достичь Самореализации. Можно ли избежать такого предначертания? Нет. Всем душам, что проходят в этом мире испытание радостью и горем, предначертано в конечном итоге достичь Просветления. И нет других предначертаний, кроме этого.


Природа – самый мудрый учитель

В соответствии с Божественным Планом Природа намеренно не раскрывает вам ваше будущее. Это позволяет вашему уму оставаться в расслабленном состоянии и даёт вам возможность узнавать о вещах лишь тогда, когда вы готовы к этому. Раскрытие грядущих событий до того нецелесообразно и, кроме того, может удручать человека. Например, можете себе представить, как бы вы чувствовали себя, если бы вам, двадцатипятилетнему, астролог или какой-нибудь провидец показал фотографию, где вам девяносто пять лет! Ваш вид – седые волосы и испещренное морщинами лицо, – а также осознание того, что вам этого печального образа не избежать, могут полностью сокрушить вас. С другой стороны, когда вы проживаете свою жизнь достойно, благополучно реализовывая себя, то вам становится всё равно, как ваша внешность воспринимается другими. Вы глубоко удовлетворены своей внутренней жизнью – и ваша внешность нисколько вас не волнует.


Подходите к формированию своей судьбы творчески

Если вы развиваете саттву, то понимаете, что будущее не несет в себе ничего мрачного и безнадёжного для вас. Напротив, впереди вас ожидает великолепное будущее, поскольку ваша конечная судьба – это Самореализация и никак не меньше. В свете этой конечной судьбы любая другая судьба не более чем ментальное построение, вызванное эгоистической иллюзией.

На самом деле, священные писания не учат зависимости человека от рока, судьбы или некоей предопределённости, которую человек ошибочно навоображал себе. Священные писания учат, что душа в человеке бесконечно свободна, поскольку сокровенная реальность в человеке – это Браман. По сути своей вы абсолютно свободны, однако из-за невежества вы входите в состояние самоограниченности и существуете в нём. По этой причине то, что вы делаете сегодня, то и становится вашим будущим.

Коль скоро вы сами являетесь творцом своей судьбы, автором вашего собственного кармического пути, у вас всегда есть возможность изменить то, что вы уже создали. Вы можете даже полностью преодолеть свою прошлую карму. Никто никогда не стоял на вашем пути, когда вы планировали ваши дела в прошлом, и никто не помешает вам переделать их для будущего.

Как у искреннего духового искателя, у вас полно возможностей изменить структуру ваших карм. Ключ к осуществлению этих изменений лежит в тонком механизме вашего ума. Ум построен на впечатлениях, и эти впечатления определяют то, как вы видите свою жизнь. Ваши устоявшиеся взгляды часто построены на основе иллюзии, имеющей место в бессознательной части вашей психики.


Триумф свободы воли

Ваш ум может нарисовать картину вашей жизни самыми мрачными, чёрными красками. У вас может развиться сильное чувство беспомощности: «Я испортил всю картину, и здесь уже ничем не поможешь! Это конец!» Такой негативный взгляд на вещи в корне не верен. Вы никогда не сможете полностью испортить или разрушить полотно вашего сознания. Вы никогда не сможете разрушить вашу внутреннюю основу.

Если вы всё больше и больше проникаетесь мыслью о свободе вашего духа (Self within), вы обнаруживаете в себе силу видоизменять ваши ментальные впечатления с помощью свободы воли. Чувство свободы наделяет вас способностью уверенно побеждать тёмные стороны вашей кармы и одновременно утверждать те стороны, которые побуждают вас двигаться к Самореализации. По достижении этого состояния Самореализации вы испытываете чувство безграничной свободы воли.

Имеется притча об одном священнике, который очень сильноверил в Христа. Однажды, перед тем, как лечь спать, он стал размышлять: «Интересно, что будет с теми великими учёными, которые не верили в Христа, но совершили много добрых дел для мира – Ньютон, Галилео, Дарвин, Хаксли и другие? Будут ли они брошены в огонь преисподней за то, что не верили? Что с ними случится?»

И ему приснился сон. Он оказался на небесах. И, будучи там, он спросил ангелов насчёт тех великих философов и учёных. И ангелы поведали ему, что все они были низвергнуты в ад, поскольку не верили в Христа. И он спросил, будет ли ему дана возможность посетить их там и поговорить с ними, научить их вере в Христа?

«Хорошо, – ответили ангелы. – У нас есть экспресс,отправляющийся рано утром из райского мира в самые низы преисподней. Каждая последующая станция символизирует всё более низший уровень бытия, и учёных можно найти в самом нижнем из всех». Отправившись на экспрессе в это путешествие, он наблюдал, как постепенно исчезает зеленая растительность, всё реже встречаются вкусные овощи, на смену приходит пустынная местность и далее участкигейзеров, выбрасывающих мощные струи горячей воды, а затем потрескивающие языки пламени и огненные вспышки там и сям. По мере движения поезда он наблюдал через окно, как панорама становится всё более и более удручающей.

Наконец поезд прибыл к месту назначения – на последнюю станцию, и вагоновожатый прокричал: «Низший ад. Все, кому предписано сюда, выходите»!Священник вышел из вагона и оглянулся. К своему удивлению, он увидел, что находится в прекраснейшем месте. Весь низший ад по красоте и величию своей архитектуры, по благоустройству и комфорту превосходил даже наивысший из небес.

Увидев прогуливающихся там учёных, он спросил их: «Разве вас не отправили в низший ад»? «Да, было такое, – ответили они. – Но, как учёные, мы знали, что материал, из которого состоит высший рай, аналогичен материалу самого низшего ада. Поэтому, когда нас бросили в ямы преисподней, мы сразу же приступили к работе. Мы начали с того, что обследовали это место. Затем мы осушили ямы – выкачали из них грязную воду – и стали заливать её в плавильную печь, в которой кипел металл. Когда печь охладилась, мы начали работать с металлом: отливать из него различные инструменты, детали станков, т.е. всё, что нужно для дальнейшей работы. С помощью той самой «науки», испробовав разные способы управления энергией, мы превратили ад в наивысший рай, и теперь нам нет необходимости менять это место на тот рай»!

Эта притча показывает, что, когда ваш ум становится саттвическим (чистым), он обретает способность проникать в глубинные источники вашего духа с его бесконечным потенциалом и использовать его. Это раз и навсегда избавит вас от чувства опасности, беспомощности, боязни быть обречёнными на вечное страдание. Вас никто не может бросить в «ад» и держать там в беспомощном состоянии. Бог не может изгнать вас из Своих владений; вы всегда находитесь в поле зрения Бога, поддержанные Его безграничными возможностями, ресурсами. Зная это, вы можете получить доступ к этим ресурсам и обратить ад в рай. Поэтому такие понятия, как рок, неизбежность, судьба, предначертание по большому счёту не имеют к вам никакого отношения. Если ум обращён к саттве, судьба побеждается, и вы постигаете беспредельную свободу воли вашего Я.


Примечания

1 Fate – the ultimate power that predetermines events, destiny; the ultimate end, outcome; misfortune, doom, death.

Перевод. Верховная сила, предопределяющая события, судьба; конечный результат, исход; несчастье, рок, смерть.

Destiny – the power supposedly determining the course of events; the future to which any person or thing is destined; a predetermined course of events.

Перевод. Сила, предположительно определяющая исход событий; будущее, предопределённое для каждого человека или вещи; предопределённый ход событий.

Predestination – predestining or being predestined; destiny; (theol) the doctrine that God has from all eternity decreed the salvation or damnation of each soul.

Перевод. Предопределение или предопределённое; судьба; (теол.)доктрина, согласно которой Бог испокон веку (вариант: с начала времён) установил для каждой души спасение или вечные муки.

Источник: English Dictionary. Geddes&Groset, Scotland, 1998.

2 Традиция приписывает авторство «Рамаяны» мудрецу Вальмике. Имеется целый ряд переложений этой древнеиндийской эпической поэмы. Однако наибольшую известность она получила в интерпретации индийского поэта Тулсидаса (сокр. Тулси) под названием «Рамачаритаманаса» («Священное озеро деяний Рамы»).


Пер. с англ. и примечание Владимира Афанасьева, ноябрь 2016



...

События и новости
2017-11-13Ретрит Школы йоги «Парашакти»: Осень 2017

С 10 по 12 ноября в отеле «Большая медведица» (хутор Гуамка Апшеронского р-на) прошёл очередной, двадцать первый, ретрит Школы йоги «Парашакти» по теме: «Секреты Праны и пранаямы», в основу которой легло учение Свами Нараянананды. В этот год богини Кали — на его исходе — мы сочли должным уделить особое внимание и выразить своё глубокое почтение Шри Кали-Дурге.

2017-07-01ОМ ШРИ ГУРАВЕ НАМАХА!

Школа йоги «Парашакти» сердечно поздравляет всех учителей и учеников йоги с замечательным праздником – Вьяса Пурнимой. Согласно ведической традиции, именно в этот день был рожден великий мудрец Вьяса – «разделитель» Вед, автор древнеиндийского эпоса «Махабхараты» и священных пуран, основоположник философии веданты. Если в далеком прошлом в этот день духовные подвижники отдавали дань уважения исключительно Вьясе, как первому учителю, то впоследствии день Вьяса Пурнимы приобрел иные, гораздо более широкие масштабы и превратился в праздник всех учителей, академических в том числе. По этой причине он стал называться Гуру Пурнимой.


Гуру Пурнима отмечается ежегодно в полнолуние и выпадает на месяц Ашадх (июнь-июль). Это первый день годового периода Чатурмас («четырёх месяцев»), благоприятных для сельского хозяйства.


По всей Индии в ашрамах и монастырях в этот день совершаются специальные пуджи, посвященные гуру, поются духовные гимны, бхаджаны и ведические киртаны, читаются лекции и проводятся концерты и другие мероприятия. Особенно широко, с большим размахом отмечается этот праздник в ашрамах Свами Шивананды (Ришикеш) и Сатьи Саи Бабы (Прашанти Нилаям).


Этот день отмечается также в буддизме. Считается, что именно с него берёт начало буддийская религия, поскольку в этот день Будда Шакьямуни произнес свою первую проповедь в Сарнатхе, небольшом городке в 10 км к северу от Варанаси.


Этот день исключительно важен и для джайнов, ибо в этот день у Махавиры, основателя джайнизма, появился первый ученик, Гаутама (Индрабхути).


В качестве подарка прилагаем статью Свами Джьотирмайянанды «Гуру – свет в твоем сердце» в нашем переводе с английского языка.

Ом Намо Гурудэв Намо!

Наши занятия