"Раджа-йога сутры" Патанджали Махариши
Перевод с санскрита на английский и комментарии Свами Джьотирмайянанды
Перевод с английского Владимира Афанасьева
"Raja Yoga Sutras"
Swami Jyotirmayananda, genius of Yoga from India
1978
Published by Yoga Research Foundation
Miami, Florida, USA
От издателя
В мире нет дисциплины, изучение которой было бы таким вдохновляющим, каким является изучение ума, его скрытых сил, методов его контроля и духовного просветления. С незапамятных времён люди пытаются постичь глубины ума и использовать умственную энергию для решения самых разных жизненных проблем.
За несколько столетий до Христа мудрец Патанджали изложил учение об уме в виде афоризмов, сутр, положив за основу опыт и открытия провидцев древности. “Сутры” дословно означают “нити”, поскольку они нанизывают на себя большой плотный ряд мыслей, что облегчает их запоминание и осмысление. Именно благодаря такому афористичному – в виде сутр – стилю письменного изложения люди в отсутствие печати сохранили в памяти и донесли до нас тексты священных писаний. По этой же причине сутры сохранили свою первозданную чистоту; они передавались из века в век, оставаясь не разбавленными, не выхолощенными и не искажёнными. Однако по причине их краткости заключающееся в них учение трудно для понимания и нуждается в надлежащем путеводителе.
"Раджа-йога сутры" раскрывают всю глубину умственных процессов и создают цельную картину работы ума. Изучая этот основательный текст мистической психологии, невольно удивляешься тому, как в нём излагаются такие факты об уме, которые современным психологам и парапсихологам ещё предстоит обнаружить, понять и по достоинству, с восхищением оценить.
На эти сутры имеется множество комментариев, однако, большинство из них написаны без учёта практических нужд садхаков. Настоящая же книга, вышедшая из-под вдохновляющего пера Шри Свами Джьотирмайянанды, была написана таким образом, чтобы каждый читающий её мог на практике, в повседневной жизни, применять излагаемое в ней высокое учение.
Посвящение
Эта книга с поклоном посвящается мудрецу Патанджали, своей выдающейся работой по санскритской грамматике внесший вклад в очищение человеческой речи, работой по медицине способствовавший очищению тела и удивительным трудом "Раджа-йога сутры" показавший пути искусного очищения ума. Выражаю мудрецу Патанджали моё восхищение!
САМАДХИ ПАД
Сутра 1
АТХА ЙОГА АНУШАСАНАМ.
АТХА: теперь. ЙОГА: йоги. АНУШАСАНАМ: изложение.
Значение
Теперь мы начинаем излагать йогу.
Объяснение
Термин атха означает "благоприятность" и знаменует начало текста.
Анушасанам относится к следующим пунктам, тщательно разработанным в тексте раджа-йоги: (1) характеристика йоги; (2) йогические дисциплины; (3) средства достижения йоги; (4) плоды йоги: Освобождение, или Самореализация.
Ум является причиной как рабства, так и свободы. Раджа-йога имеет дело с секретами ума и его контроля: вот почему её значимость универсальна. Стоит только понять принципы овладения умом и извлечения энергии из космического источника, и нет ничего невозможного.
Поскольку раджа-йога описывает универсальные обеты, такие как ахимса (ненасилие), сатья (правдивость), брахмачарья (половая сдержанность) и другие, она не противоречит ни одной из религий мира. Напротив, она представляет собой науку чрезвычайной важности, ведущей человека по жизни к его цели – Самореализации.
Сутра 2
ЙОГАХ ЧИТТА ВРИТТИ НИРОДХАХ.
ЙОГАХ: йога. ЧИТТА: ментальная субстанция. ВРИТТИ: мысле-волны. НИРОДХАХ: контроль, подавление или прекращение.
Значение
Йога есть прекращение (процесса видоизменений) мысле-волн ментальной субстанции.
Объяснение
Эта сутра даёт определение "йоги". Говоря обще, термин "йога" образуется от санскритского корня йудж – "соединять" и означает союз души с Богом. Любая дисциплина, направленная на осуществление этого союза, также называется йогой.
Существуют четыре основные йоги: (1) йога мудрости; (2) йога поклонения; (3) йога действия; (4) йога медитации. Данный текст ("Йога-сутры") имеет дело с йогой медитации, известной также под названием раджа-йога, "царственная йога".
В раджа-йоге акцент делается на установлении контроля над видоизменениями (modifications) ума. Поэтому йога и была определена как "прекращение (процесса видоизменений) мысле-волн ментальной субстанции".
Читта означает "ментальную субстанцию". Понятие читты в раджа-йоге очень значительное. Полное значение читты будет объяснено позже, но уже с самого начала важно понять, что читта имеет отношение ко всем умственным функциям: сознанию, подсознанию и бессознательному.
Вритти – это "мысле-волна", являющаяся функциональным проявлением читты Всё переживаемое человеком в процессе жизни – сон, сновидения, бодрствование, смерть и перевоплощение – вызывается этими мысле-волнами ментальной субстанции. Эти вритти разбиваются на основные пять типов: восприятие, ложное восприятие, воображение, память и сон ("Раджа-йога сутры I, 5-6).
Ниродха, или прекращение действия вритти, – важный термин. Посредством практики низшего и высшего видов самадхи (состояний сверхсознания) йог отстраняется от читты и разрывает связь с умом.
Сутра 3
ТАДА ДРАШТУХ СВАРУПЕ АВАСТХАНАМ.
ТАДА: тогда. ДРАШТУХ: видящего. СВАРУПЕ: сущностная природа (в). АВАСТХАНАМ: установление, олснование или покоиться
Значение
Тогда видящий покоится (утвердившись) в своей сущностной природе.
Объяснение
Подобно тому, как человек может ясно видеть своё лицо в чистом зеркале, он зрит свою истинную природу через очищенное зеркало читты. Тогда он освобождается от иллюзий ума и не попадает более в их сети. Полновластный хозяин своего ума, он действует через него, пока не иссякнет его плодоносящая карма, но даже при этом он более не привязан к вещам этого мира. Он становится стхита праджня, утвердившемся в мудрости, как об этом повествуется в "Гите" (II: 55-72).
Сутра 4
ВРИТТИ САРУПЬЯМ ИТАРАТРА.
ВРИТТИ: мысле-волна. САРУПЬЯМ: отождествление. ИТАРАТРА: в другое время.
Значение
В другое время «видящий» отождествляется с мысле-волнами.
Объяснение
Тот же, кто ещё не способен контролировать ментальные видоизменения (вритти), продолжает отождествляться с умонастроением, определяемым тремя гунами (атрибутами Природы), действующими через читту. Когда доминирует саттва, ум спокоен и умиротворён; когда раджас доминирует, ум беспокоен и возбуждён желаниями; когда превалирует тамас, ум вял и пассивен. Но йог, утвердившийся в высшем Я, не отождествляется с умонастроением. Он становится гунатита, превзошедшим гуны ("Гита", XIV: 21-27).
Вритти, или мысле-волны, возникающие в моменты преобладания саттвы, называются шанта, умиротворённые, мирные; вритти, возникающие при доминирующем раджасе, называются гхора, возбуждённые; и, наконец, вритти, вызванные тамасом, носят название мудха, вялые.
Существует пять состояний читты:
1. Мудха – вялое. Когда преобладает тамас, наличествует наклонность ко всему греховному, грубому и негативному. Формами его проявления являются сон, сонливость, лень и инертность.
2. Кшипта – рассеянное или неустойчивое состояние ума. Оно тяготеет как к добродетели, так и к пороку, как к хорошему, так и к дурному.
3. Викшипта – частично рассеянное состояние ума. В нём человек всё больше склоняется к добродетельности. Однако, когда он сталкивается с препятствиями и соблазнами, то может съехать назад к более низким состояниям ума.
4. Экаграта – единонаправленность. Это очищенное состояние ума, которым обладают йоги. Практика медитации и самадхи имеет целью вызвать это состояние. Когда оно совершенствуется, человек достигает интуитивного знания (вивека кхьяти), раскрывающего различие между читтой, ментальной субстанцией, и пурушей, духом в его сущностной славе).
5. Нируддха – контролируемое состояние. Йог, постигший себя как Духа, не зависит более от читты и её функциональных проявлений. Он входит тогда в асампраджнята самадхи – наивысшее самадхи, ведущее к состоянию кайвалья, Освобождения.
Первые три состояния читты – мудха, кшипта и викшипта – характерны мирским людям. Последние два – экагра и нируддха – являются достоянием йогов. В этих последних состояниях йог более не отождествляет себя с вритти ума. Эти вритти объясняются ниже.
Сутра 5
ВРИТТАЙЯХ ПАНЧАТАИЙЯХ КЛИШТА-АКЛИШТАХ
ВРИТТИ: мысле-волны. ПАНЧАТАИЙЯХ: пяти видов. КЛИШТА: болезненные. АКЛИШТАХ: безболезненные.
Значение
Существует пять видов вритти, или мысле-волн: (они могут быть) болезненные и безболезненные
Объяснение
Бесчисленное множество мыслей можно разделить на пять видов, названия и объяснение которых излагается в нижеследующих сутрах.
Эти пять видов вритти могут вызывать страдание (тогда они называются клишта), а могут прекращать страдание и отводить его (аклишта). Кшипта вритти усиливают невежество, эгоизм, привязанность, неприязнь и страх смерти, а также всё, что имеет отношение к этим основным бедам ("Раджа-йога сутры" II: 3). Аклишта вритти возникают благодаря практике восьмичленной йоге, ведущей к состоянию Самореализации, Освобождению ("Раджа-йога сутры" II: 29).
Сутра 6
ПРАМАНА ВИПАРЬЯЯ ВИКАЛЬПА НИДРА СМРИТАЙЯХ
ПРАМАНА: достоверное знание. ВИПАРЬЯЯ: ложное знание или ложное представление. ВИКАЛЬПА: воображение. НИДРА: сон. СМРИТИ: память.
Значение
Вот пять видов вритти (мысле-волн): достоверное знание, ложное знание, воображение, сон и память.
Объяснение
Эти вритти объясняются в последующих сутрах. Следующая сутра описывает три типа праманы, достоверного знания.
Сутра 7
ПРАТЬЯКША АНУМАНА АГАМАХ ПРАМАНАНИ
ПРАТЬЯКША: прямое восприятие. АНУМАНА: умозаключение, вывод. АГАМА: свидетельство. ПРАМАНАНИ: таковы три типа достоверного знания.
Значение
Прямое восприятие, умозаключение и свидетельство – таковы три типа достоверного знания.
Объяснение
Чтобы прийти к достоверному знанию чего-либо, необходимо использовать либо один из этих трёх способов, либо два, либо все три.
Первый способ непосредственного восприятия органами чувств используется подавляющим большинством людей. Это прямой контакт: органы чувств – объект. Например, манго познаётся с помощью зрения, вкуса и прикосновения. Стул познаётся ощущением его, сидением на нём и чувством отдыха, которое он даёт. Человек ощущает на себе жар солнца, холодность льда и сладость сахара. Человек испытывает телесную боль, душевную боль, беспокойство, тревогу или счастье непосредственно. Всё это примеры пратьякша праманы, прямого восприятия.
Второй способ получения достоверного знания – это умозаключение. Мы видим дым вдали и делаем вывод, что там что-то горит. Мы смотрим на лик мудреца, излучающего покой и блаженство, и мы заключаем, что причиной тому – огонь мудрости в его сердце. Мы видим силу, величие и славу в делах мудреца и заключаем, что жизнь великой души полна блаженства и радости.
Третий способ – это свидетельство или авторитет компетентного лица. Если учёный говорит, что вода образуется из водорода и кислорода, и что два атома водорода и один атом кислорода формируют одну молекулу воды, мы верим этому на основании компетентности говорящего.
Когда мудрец заявляет, что жизнь в Атмане (Вселенском Я) это пребывание в океане радости, что по сути всё божественно, что цель жизни заключается в Богореализации, и что нет ничего невозможного для того, кто действует правильно и устремлено, мы верим ему на основании его интуитивного знания.
Ещё один пример. Когда наш друг, побывавший в Лондоне, рассказывает об этом городе и его жителях, мы верим ему на основании свидетельства.
Любое знание, получаемое на основе восприятия, умозаключения или свидетельства, которое способствует вайрагье (бесстрастию) и ориентирует ум на наше внутренне Я, называется аклишта, безболезненным, а то, которое усиливает привязанность к мирским вещам, называется клишта, болезненным.
Сутра 8
ВИПАРЬЯЙО МИТХЬЯДЖНЯНАМ АТАДРУПА ПРАТИШТХИТАМ.
ВИПАРЬЯЙО: ложное знание. МИТХЬЯДЖНЯНАМ: неверное знание или ошибочное представление. АТАД: не являющееся его. РУПА: образ, форма. ПРАТИШТХИТАМ: основано
Значение
Випарьяя есть ложное знание, основанное не на правильном образе объекта.
Объяснение
Когда имеет место ложное знание, вритти, или мысле-волны, читты не соответствуют объекту. Читта видоизменяется во что-то отличное от него. Например, когда верёвку ошибочно принимают за змею, мысле-волны читты принимают очертание змеи, хотя сам объект змеёй не является – это всего лишь верёвка.
Випарьяя, или ложное знание, не обязательно означает знание, лишённое этической ценности. Слово «ложное» используется лишь для того, чтобы отличить его от достоверного знания, праманы.
Даже достоверное знание может быть болезненным, клишта. В мире имеется множество вещей, могущих вызвать желание в недисциплинированном уме. Даже если они воспринимаются адекватно, как таковые, сама прамана вритти становится каналом впечатлений, способствующих привязанности и неприязни.
Таким же образом, ложное знание может стать безболезненным (аклишта). Небо видится голубым, но, хотя, эта голубизна – ложное восприятие, она приятна для наших чувств и ума. Когда ум медитирует на голубой небесный простор, он становится безмятежным и наслаждается покоем. Короче говоря, мир, окружающий нас, это сочетание достоверных и ложных восприятий, и каждое из них может быть благим, полезным или вредным – безболезненным или болезненным.
Сутра 9
ШАБДА ДЖНЯНАНУПАТИ ВАСТУ ШУНЬО ВИКАЛЬПАХ.
ШАБДА: слово. ДЖНЯНАНУПАТИ: знание, рождённое от. ВАСТУ ШУНЬО: лишённый (наличия) объекта. ВИКАЛЬПАХ: воображение.
Значение
То, что следует за словами и лишено непосредственного восприятия, называется викальпа, воображение.
Объяснение
Когда кто-то говорит «деревянная кукла», «золотое украшение» или «сознание пуруши», он передаёт ту идею, что кукла отлична от дерева, украшение отлично от золота и сознание отлично от пуруши, души. Такие представления основаны исключительно на словесном описании. Таковы примеры викальпы.
Различие между випарьяей (ложным знанием) и викальпой (воображением) состоит в том, что при випарьяйе суждение о реально существующей вещи основано на неверном представлении. Но при викальпе, основанием для суждения служит лишь слово, а сам объект физически отсутствует.
Достоверное знание – это, когда верёвку принимаешь за верёвку (тадрупа пратиштха). Ложное знание – когда верёвку принимаешь за змею (атадрупа пратиштха). Воображение отлично от того и другого и случается, когда нет никакой осязаемой, наличествующей основы.
Сутра 10
АБХАВА ПРАТЬЯЯ АЛАМБАНА ВРИТТИР НИДРА.
АБХАВА: отсутствие. ПРАТЬЯЯ: знание чего-либо. АЛАМБАНА: поддержка. ВРИТТИ: мысле-волны. НИДРА: сон.
Значение
Сон – это такая функция ума, при которой поступление каких-либо знаний в сферу сознания отсутствует.
Объяснение
Во время сна такие психические процессы как получение достоверного знания и ложного знания, воображение и память отсутствуют, т.е. отсутствует восприятие того, что составляет реальность повседневной жизни. Однако, когда человек просыпается и говорит: «Как хорошо я поспал», то этому ощущению он обязан мысле-волнам сна (нидра-вритти) – именно благодаря им он способен определить отсутствие во сне всего того, что мы переживаем во время бодрствования, и испытать удовольствие от сна.
Кроме того, тонкая форма психологического сна продолжает действовать в бодрствующем состоянии. Хотя сознание бодрствующего человека открыто для информации, он «спит» в отношении многих вещей, и это не позволяет ему выйти на более глубокий уровень сознания.
Когда во время сна развитие вялости и инерции продолжается, он характеризуется как болезненный. Когда же сон освежает и наделяет новой энергией, он рассматривается как безболезненный. Писания предписывают йогу умеренный сон ("Гита" VI: 17).
Сутра 11
АНУБХУТА ВИШАЙЯ АСАМПРАМОШАХ СМРИТИХ.
АНУБХУТА: воспринятый. ВИШАЙЯ: объект. АСАМПРАМОШАХ: не спрятанный. СМРИТИХ: память.
Значение
Память – это воссоздание в уме без искажения объекта [или явления] уже воспринятого ранее.
Объяснение
Сон – это обусловленная проекция бодрствующего состояния. Вот почему, ткань сна человека формируется из тех же пяти видов вритти. Некоторые комментаторы классифицируют сон как смрити, память. Однако память во сне радикально отличается от таковой в бодрствовании.
Вид памяти-вритти, способствующий бесстрастию и духовным чувствам (devotion) называются аклишта, безболезненными. Память об объектах, вызывающих страсть, привязанность и желание, называется болезненной.
Эти пять видов вритти включают в себя всё, что переживает человек в состоянии зависимости. Ему следует контролировать клишта вритти (негативные мысли) посредством аклишта вритти (позитивных мыслей). И, наконец, развив интуитивное видение, он должен подняться над самой основой мыслительного процесса – над ментальной субстанцией.
Способ контроля мысле-волн (вритти) описан в следующей сутре.
Сутра 12
АБХЬЯСА ВАЙРАГЬАБХЬЯМ ТАННИРОДХАХ.
АБХЬЯСА ВАЙРАГЬАБХЬЯМ: посредством многократно повторяемых действий (практики) и бесстрастия. ТАД: их. НИРОДХАХ: контроль, управление.
Значение
Эти вритти контролируются посредством практики и бесстрастия.
Объяснение
Существует два эффективных способа контроля вритти (мыслей) – абхьяса, систематическая практика, и вайрагья, бесстрастие.
Читта (ментальная субстанция) уподобляется реке, текущей в двух направлениях: в сторону самсары, мироздания, и в сторону кайвальи, Освобождения. Путь к самсаре образовывается привязанностью, безрассудной страстью, невежеством и не способностью различать истинное от ложного. Путь к кайвалье прокладывается мудростью распознавания и непривязанностью.
Естественные, направленные на окружающий мир, тенденции читты обуздываются вайрагьей. Течение ума вовнутрь, в направлении Бога, обеспечивается абъясой.
Как птица летает в небе с помощью двух своих крыльев, так и душа летает в небесах свободы, или Освобождения, с помощью вайрагьи и абхьясы.
Господь Кришна в "Бхагавадгите" говорит Арджуне: «Да, с умом беспокойным нелегко совладать; но смирить его всё-таки можно, упражняясь в абхьясе, а также в вайрагье» (VI:35).
Суть абхьясы и пути его совершенствования описываются в следующих двух сутрах.
Сутра 13
ТАТРА СТХИТАУ ЯТНО АБХЬЯСАХ.
ТАТРА: из этих [двух вышеназванных]. СТХИТАУ: устойчивость. ЯТНО: непрерывное усилие (старание). АБХЬЯСАХ: практика.
Значение
Практика есть систематическое усилие, позволяющее обеспечить устойчивость видоизменений ума.
Объяснение
Суть абхьясы как практики сводится к систематическому усилию. Постоянство и усердие – ключ к успеху во всех областях человеческой деятельности.
Человек – творение привычек. То, что он представляет собой сейчас, есть результат его прошлых занятий. Меняя направленность своих усилий, совершенствуясь в божественных добродетелях, упражняясь в сосредоточении и медитации, он может достичь наивысшего успеха в жизни – Богореализации.
Чему бы человек не обучался – чтению, письму, кулинарному искусству, торговле, шитью, танцам, музыке, – во всём успех достигается лишь практикой. Силой практики даже звери творят чудеса на аренах цирка. То, что кажется очень трудным поначалу, благодаря старанию и прилежности становится лёгким потом.
В этой сутре термин абхьяса употребляется исключительно в отношении ментальных видоизменений. Ум в силу своей природы непостоянен и беспокоен и этим он сбивает садхака с толку. Мудрец Патанджали заявляет, что нет никакой нужды отчаиваться, поскольку систематическим усилием можно овладеть даже буйным, непокорным умом.
Следующая сутра излагает метод, позволяющий утвердиться в абхьясе.
Сутра 14
СА ТУ ДИРГХАКАЛА НАИРАНТАРЬЯ САТКАРА СЕВИТО ДИРГХА БХУМИХ.
СА ТУ: эта практика. ДИРГХАКАЛА: длительное время. НАИРАНТАРЬЯ: без перерыва, неустанно. САТКАРА: с верой и преданностью [начатому делу]. СЕВИТА: когда практикуется должным образом. ДИРГХА БХУМИХ: твёрдая почва или стойкий, непоколебимый.
Значение
Вышеупомянутая абхьяса (систематическая практика), осуществляемая должным образом без перерыва, длительное время и с полной верой и преданностью, обретает твёрдую устойчивость, стабильность.
Объяснение
Три условия совершенствования абхьясы таковы –
1. Длительное время. Духовную практику нельзя ограничивать временными пределами. Подобно тому, как человек принимает пищу день за днём, он должен день за днём продолжать заниматься йогой. Садхаки находятся на разных ступенях эволюции: одни достигают успеха в короткое время, другим требуется пройти долгий путь. Но в любом случае, следует развивать в себе упорство и твёрдость воли и изо дня в день продолжать усиливать, умножать позитивные впечатления.
Чтобы семя манго, посаженное в почву, проросло, превратилось в дерево, зацвело и усыпалось плодами, ему необходимо дать для этого время. Так же точно и садхак должен терпеливо ждать – столько, сколько потребуется – созревания плода самореализации.
2. Без перерыва. Второе важное условие состоит в том, что усилие садхака не должно знать перерыва. Практика от случая к случаю не даёт быстрых результатов. Самскары (впечатления) чувственных наслаждений находятся в читте, ментальной субстанции, и за короткое время их трудно разрушить. Необходима долгая, длительная практика.
Практиковать месяц и устраивать перерыв на десять дней, затем возобновлять её на четыре месяца и на месяц оставлять – при таком подходе достичь устойчивости ума невозможно, даже если заниматься очень долгое время. От такой практики мало пользы.
3. С верой и преданностью. Даже если садхак занимается непрерывно в течение долгого времени, он не преуспеет, если в нём отсутствуют вера и преданность делу. Эти два качества для садхака имеют первостепенную важность. Вера усиливает вдохновение, вдохновение притягивает божью милость, милость разрушает преграды на пути и дарует бессмертие.
Следующая сутра описывает теперь второй метод контроля ума – вайрагью.
Сутра 15
ДРИШТА АНУШРАВИК ВИШАЙЯ ВАИТРИШНАСЬЯ ВАШИКАРА САДЖНЯ ВАЙРАГЬЯМ
ДРИШТА: видимое. АНУШРАВИК: слышимое. ВИШАЙЯ: объекты удовольствий. ВАИТРИШНАСЬЯ: того, кто свободен от сильных, страстных желаний. ВАШИКАРА: контроль, управление. САДЖНЯ: название. ВАЙРАГЬЯМ: бесстрастие.
Значение
Те, кто не жаждут удовольствий от видимых и слышимых вещей, достигают низшей вайрагьи, именуемой “вашикара”, контроль.
Объяснение
Объекты (вещи) чувственных удовольствий подразделяются на два типа.
I. Дришта – вещи этого мира, которые можно наблюдать с помощью зрения, а также предметы [и явления] повседневной жизни, которые можно чувствовать, например, музыка, прикосновение, запах, образы, яства, материальные ценности, семья, слава и т.д.
II. Анушравик – вещи из Вед и других священных писаний, дошедшие до слуха. Они, в свою очередь, разделяются на два вида.
1) Вещи, обретаемые после смерти, такие, например, как райские вещи, или блага высших миров. Эти вещи безмерно более тонкие, нежели вещи этого мира, однако они являются соблазном для стремящихся к Освобождению.
2) Вещи, обретаемые в этой жизни через изменённые состояния сознания. Например, йоги, посредством силы умственного сосредоточения, в состоянии наслаждаться божественными запахами, божественными вкусами, божественной музыкой и другими вещами божественного свойства.
Однако силой духовного различения садхак должен видеть изъяны во всех без исключения чувственных удовольствиях: этого ли мира или астрального, видимого или сокрытого от наших глаз. Его ум всегда должен быть направлен только на Бога.
Развить вайрагью, бесстрастие, за один день невозможно. Её сила возрастает постепенно, поэтапно. Развитие вайрагьи проходит четыре стадии.
1. Ятаманам – стадия старания. Загрязнения в форме впечатлений, связанных с любовью и нелюбовью, влекут чувства к чувственным объектам, а последние, в свою очередь, усиливают впечатления любви и нелюбви (рага и двеша).
На этой, первой, стадии вайрагьи садхак вновь и вновь размышляет о негативных сторонах привязанности – того, что притягивает и отталкивает, вызывает любовь и неприязнь. Он много размышляет о коварной природе чувственных объектов. Он старается отвергнуть привязанность и неприязнь, держась подальше от соблазнов, практикуя добродетели, общаясь с духовными людьми, повторяя имя Бога и используя другие методы.
2. Вьятирекам – стадия дифференцирования. Практикуя ятаманам, садхак начинает осознавать различные уровни или степени бесстрастия по отношению к чувственным объектам. Он может преуспеть в контроле над речью, обуздать свой язык, но не достичь такого успеха в контроле над зрением. Он может продолжать страстно увлекаться чтением романов, но отметить снижения интереса к посещению театров.
Он осознаёт, различает (дифференцирует) степени бесстрастия. Он понимает, что многие нечистые самскары, умственные впечатления, уже не имеют силы, но многие ещё ждут своей очереди.
3. Экендриям – стадия одного чувства. На этой стадии чувства находятся под контролем, но владыка чувств – ум – ещё не подчинён. Ментальные загрязнения – умственные впечатления раги и двеши – настолько ослабли, что они не могут уже притягивать чувства к чувственным объектам.
Однако васаны, тонкие желания, ещё остаются. Ум – единственное чувство*, которое продолжает беспокоить садхака на этой стадии. (* Согласно раджа-йоге, ум, или манас, относится к категории индрий, чувств, число которых одиннадцать: пять тонких чувств восприятия, пять тонких органов действия и манас).
4. Вашикарам – стадия (совершенного) контроля. Когда тонкие ментальные загрязнения убираются, и ум вновь обретает покой и совершенное равновесие, то это называется вашикара, контролируемый. Ум более не рассеивается ни при каких обстоятельствах: он безмятежен, как в присутствии небесных вещей, так и иных.
На этой стадии садхак совершенно индифферентен в отношение всех чувственных удовольствий, поскольку в его уме не осталось ни одного тонкого желания. Его чувства усмирились. И, тем не менее, ментальные впечатления когда-то перенесённых страданий не сгорели. Они разрушаются только посредством асампраджнята самадхи, наивысшим видом сверхсознания, достигаемым пара вайрагьей, наивысшим бесстрастием.
Вашикарам помогает достичь паравайрагьи и способствует успеху в сосредоточении, медитации и низшем самадхи.
Если настоящая сутра описывает апара вайрагью, низший вид бесстрастия, то следующая сутра даёт описание пара вайрагьи, наивысшего бесстрастия.
Сутра 16
ТАТ ПАРАМ ПУРУШАКХЬЯТЕР ГУНА ВАИТРИШНЬЯМ
ТАТ: то. ПАРАМ: наивысший. ПУРУШАКХЬЯТЕР: знание Духа. ГУНА: атрибуты Природы. ВАЙТРИШНЬЯМ: непривязанность.
Значение
Наивысшее бесстрастие есть такое состояние, при котором, благодаря познанию пуруши (Духа), уходит даже привязанность к атрибутам пракрити (Природы).
Объяснение
При апара вайрагье, вайрагье низшего типа, садхак развивает непривязанность ко всем вещам, видимым и скрытым от взора. Ум сосредоточен на одном, и его тенденция обращаться вовне, к другим объектам, полностью контролируется. Читта, ментальная субстанция, претерпела радикальные изменения и обрела вид единонаправленности. Иными словами, она течёт в направлении одного-единственного объекта.
Когда самадхи низшего вида совершенствуется (в сасмита самадхи), йог достигает пуруша джняны, знания высшего Я. В силу этого знания ему становятся крайне чуждыми сами три гуны (саттва, чистота, раджас, активность, и тамас, инертность) и их действие. Такое состояние называется пара вайрагья, наивысшее бесстрастие, являющееся прямым средством достижения асампраджнята самадхи, наивысшего самадхи.
Вайрагья – это семя. Сампраджнята самадхи (сверхсознание низшего вида) – росток. Вивека кхьяти (духовное знание) – дерево. Дхарма мегха (облако добродетели) – дождь. Пара вайрагья (наивысшее бесстрастие) – цветок. Асампраджнята самадхи (сверхсознание высшего вида) – плод. Кайвалья (Освобождение) – созревший плод.
Следующие сутры дают им объяснение.
Сутра 17
ВИТАРКА ВИЧАРА АНАНДА АСМИТА АНУГАМАТ САМПРАДЖНЯТАХ
ВИТАРКА: аргументированный, подкреплённый доводом. ВИЧАРА: размышляющий или обдумывающий. АНАНДА: радостный, счастливый. АСМИТА: “[Я-]есмь”-как переживаемая данность (“Am”-ness), относящаяся к источнику эго. АНУГАМАТ: следуемый за. САМПРАДЖНЯТАХ: низшее самадхи, или сверхсознание, в котором разум, благодаря своей ясности, прозревает истину о предмете медитации на разных уровнях.
Значение
Сампраджнята самадхи (низшая форма сверхсознания) есть то, что следует за доводом, обдумыванием или размышлением, радостью и осознаванием себя [отдельным существом].
Объяснение
Лестница йоги состоит из различных ступенек, и самадхи – это самые высокие ступеньки. Они представляют собой стадии сверхсознания, ведущие к достижению высочайшей цели жизни – кайвалье, Освобождению.
Самадхи, или опыт сверхсознания, смывает все загрязнения с зеркала ума и наделяет интуитивным видением. Самадхи – это тот философский камень, который превращает мыслительную способность в интуитивную, а интуиция – это мистический эликсир жизни (the mystic water of life), дающий бессмертие.
Самадхи – это тот мистический предел, где всё превращается в «здесь» и «сейчас», где прошлое и будущее сливаются в бурлящие воды Настоящего. Это то дерево желаний, которое дарует всё, что ни захочешь. Воистину, самадхи – это ключ ко всем высшим достижениям и божественным проявлениям.
Самадхи следует за дхьяной, медитацией, и дхараной, сосредоточением. Дхарана – это фиксирование ума на одной вещи, предмете, идеи или внутреннем центре. Дхарана уподобляется фокусировке солнечных лучей в линзе.
Самадхи – это сверхсознательная поглощённость объектом медитации. Это подобно воспламенению объекта, производимому увеличительным стеклом под воздействием сфокусированных солнечных лучей.
То особое состояние, в котором объект медитации раскрывается с различных сторон в ясном свете саттвы (чистоты), свободное от ложного знания и воображения, называется сампраджнята самадхи. Это низшая форма сверхсознания, которая охватывает все уровни существования от грубого мира материальных вещей до асмиты – источника эго-принципа.
Когда посредством самадхи ум в значительной степени очищается, йог поднимается на высшие ступени самадхи, проходя их поочерёдно. На начальных этапах медитативной практики йог может выбрать любой объект, однако, по мере продвижения на этом пути, он проходит через одни и те же стадии самадхи, пока не достигнет наивысшей.
Соляная кукла, попавшая в воды океана – в любое его место, – становится единой с ним. Точно так же и ум, на чём бы ни фиксировался, ни концентрировался, в конечном счёте, приводит человека к высшим ступеням самадхи.
Низшие самадхи соответствуют следующим четырём уровням.
I. Витарка самадхи имеет отношение к первому уровню. Здесь объект медитации воспринимается чувствами на грубом уровне. Это самадхи пробуждает совершенно уникальное интуитивное переживание – невиданное, неслыханное, немыслимое доселе.
Витарка самадхи бывает двух видов:
1) Cавитарка. Здесь шабда (слово), артха (образ) и джняна (идея) объекта медитации смешаны.
При грубом восприятии качества раджаса (активности) и тамаса (инертности) вызывают ложное представление и искажение. Поэтому человек не может провести различие между словом (названием), образом предмета, определяемого этим словом, и идеей предмета. Например, когда человек говорит «корова», он не очень-то задумывается, что это слово всего лишь сочетание букв к, о, р, о, в и а. Когда слово произносится, оно находится на языке. Образ предмета, определяемый словом, – коровы, в данном случае, – отличен от самого слова, и его местонахождение – коровник. А идея коровы – то, что она есть животное с определёнными, присущими ей, характерными признаками – живёт в голове.
При грубом восприятии слово, образ и идея смешаны. Пока такое смешение существует, и уму приходится прибегать к аргументации и анализу, самадхи, возникающее на этом уровне, называется савитарка. Савитарка означает «с аргументом», поскольку для правильного восприятия предмета используется умственная аргументация.
2) Нирвитарка. Когда ум фиксируется на материальном объекте и при этом не сбивается на аргументацию словом (шабда), образом (артха) и идеей (джняна), то возникающее при этом состояние называется нирвитарка.
II. Вичара самадхи. Переживание в самадхи грубого состояния объекта приводит к тому, что свет интеллекта возрастает, и за грубым покровом этого объекта открывается видение тонких элементов (танматра), идущих на создание объекта. Грубый объект исчезает, и на его месте появляются эти тонкие корне-элементы.
Когда индрии (тонкие чувства, тонкие органы действия и ум) и танматры воспринимаются (experienced) без искажения – неправильного представления или воображения, – то это называется вичара самадхи. Это самадхи также бывает двух видов: а) савичара, когда время и пространство осознаются; и b) нирвичара, когда йог, пребывая в тонком плане, теряет ощущение времени и пространства.
III. Сананда самадхи. По мере того, как упорная практика вичары приводит ум в тонкое и исключительно чистое состояние, начинает открываться эго-принцип (ахамкара). Этот эго-принцип является источником индрий и танматр. Он известен как ананда (блаженство), поскольку преисполнен радостью.
В этом переживании преобладает саттва, чистота. Человек испытывает ощущение блаженства: «Я блаженный. Я блаженный». Йоги, оставляющие своё тело на этой стадии, достигают состояния бестелесности (видеха). Находясь в астральном мире, они наслаждаются чистым блаженством в течение долгого, долгого времени.
IV. Сасмита самадхи. По мере того, как саттва нарастает, переживание блаженства – «Я блаженный» – становится ещё более и более чистым. После этого остаётся лишь одно – переживание «Асми» («Я ЕСМЬ»).
Асмита является источником эго-принципа (ахамкара таттва). Те, кто умирают на этой стадии, достигают состояния, называемого пракрити лайя (погружённость в Пракрити, в Природу), и наслаждаются блаженством в течение долгого-долгого времени в райских мирах.
...
В небольшом, но уютном городке Горячий Ключ Краснодарского края с 18 по 20 октября прошёл очередной 28-й ретрит нашей Школы. Шесть часов занятий в новом для нас зале пансионата «Берёзка» вылились в тринадцать часов интенсивного погружения в тему ретрита: «Медитация… и не только». Как бы в знак одобрения нашему йогическому мероприятию Природа подарила нам на все три дня хорошую погоду: безветренную, комфортную по температуре и солнечную в день отъезда.