АСТРОЛОГИЯ И ЙОГА: ПОПЫТКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОЗИЦИЙ

Владимир Афанасьев (Теджиндер)

Одним из феноменов современного мира стал глубокий интерес человека к эзотерическим знаниям, особенно к йоге и астрологии, которые, будучи тайными науками, ещё не так давно ревностно охранялись от непосвящённых. Индия, цитадель мистических учений, стала настоящей Меккой для духовных искателей. Под напором активного духовного поиска тысяч и тысяч подвижников со всего света занавес, скрывавший тайные учения, приоткрылся, в значительной мере освободив к ним доступ. Астрология и йога получили невероятную популярность практически во всём мире. Тем не менее, для многих они продолжают оставаться загадкой, неким непостижимым Сфинксом.



В этой короткой статье мне бы хотелось коснуться лишь одной проблемы, общей и принципиальной как для йоги, так и для астрологии, – влияния как определяющего фактора в жизни человека. Статья ни в коей мере не претендует на научность, но является лишь скромной попыткой определения двух позиций в отношении одного и того же универсального явления.



Как известно, астрология традиционно занимается изучением влияния планет нашей солнечной системы на человека. Такую астрологию я назвал бы, скорее, учением, нежели наукой. Однако современная астрология пошла гораздо дальше: теперь в сферу её интересов входит диагностика и прогнозирование всей эко-системы: человек – среда, органическая жизнь и среда и даже неорганическая форма существования и среда, т.е. влияние ближайших к нам небесных тел на жизнь нашей планеты, в общем, и на человека, в частности. В таком своём развитом состоянии она, я полагаю, может вполне претендовать на статус науки. Но в любом случае, астрология имеет дело с влиянием, а её методы сводятся к изучению механизма и результата влияния.



Йога же – это путь освобождения от влияния, в том числе и влияния планет, и её методы так или иначе направлены на достижение этой цели. Загнанный кармической обусловленностью в лабиринт земной жизни, человек подвержен бесконечному множеству всевозможных – в первую очередь, негативных – влияний: внешних и внутренних, прямых и косвенных, то и дело заводящих его в очередной тупик.



Став на стезю йоги, духовный искатель, прежде всего, старается ослабить влияние собственных негативных сил в виде дурных качеств, наклонностей, привычек, комплексов, пороков. Осуществляя контроль над словами, мыслями, эмоциями, поступками, он методично и терпеливо «заглушает» их, сдерживает, не даёт им эмоционального выхода на внешнюю среду. Это, со временем, приводит к изменению характера человека, манеры его поведения, а также образа мышления. Он становится более спокойным, рассудительным, терпеливым, приятным в общении и т.д. Одновременно с внутренними идёт работа и с внешними влияниями, порождёнными, согласно йогическому учению, им же самим. С этой целью ещё тысячелетия назад индийскими мудрецами был разработан целый ряд особых, прежде всего, морально-этических, предписаний для учеников йоги, направленных на то, чтобы дисциплинировать духовного искателя и оградить его от всякого рода неприятностей, которые могут быть спровоцированы неверными с точки зрения йоги действиями, словами или даже мыслями.



Без такой планомерной и целенаправленной работы полноценная эволюция человека невозможна. Почему «полноценная»? Потому что многие проводят знак равенства между эволюцией человека и развитием его интеллекта, сводят эволюцию к интеллектуализации. Развитый интеллект – это хорошо, замечательно! С дураками рая на земле, конечно же, не построишь. Но интеллектуалы – князья, бароны и принцы возведённого ими интеллектуального царства, для которых интеллект превыше всего, – это довольно опасная категория людей: они, скорее, приведут мир к катастрофе в силу присущей им эгоцентричности и учёной гордыни, нежели облагодетельствуют его.



Йога – это путь или способ избавления. Избавление чего от чего? Если по большому счёту, то духа от материи или, иначе, сознания от оков этого мира. Досточтимый мудрец Свами Джьотирмайянанда говорит: «Мировой процесс – это нарост в человеческом сознании, порождённый Майей (космической иллюзией). Его расшатыванием достигается Освобождение. Весь план и состоит в том, чтобы расшатать его, вырвать с корнем и полностью удалить». Причём, каждый успешный шаг на этом пути можно и нужно рассматривать как процесс освобождения. В христианской традиции мы наблюдаем фактически то же самое: главная цель христианства – спасение души. А такое спасение возможно лишь при условии освобождения души верующего от влияния сего мира, т.е. всё от той же удивительно живучей и стойкой в сознании человека материальности. В ослаблении влияния на человека этой материальности, собственно, и заключается миссия религии, насколько я это понимаю. К Богу она привести не в состоянии, это не её функция. А вот переориентировать человека с мирского на Божественное и, тем самым, помочь разрушить или, по крайней мере, ослабить влияние негативной силы этого мира на него – при активной позиции самого верующего, разумеется, – ей, как показывает многовековой опыт, в целом удаётся. (Правда, часто, пытаясь высвободить человека из одних оков, религиозный институт умудряется надеть на него другие оковы – доктринальные и теологические).



Возьмём Библию, святая святых христианского учения. К чему она призывает? К отделению от мира. Чему учит? Тому, что мир сей и всё, что в нём, достойны презрения: «Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей; Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира (сего)» (1 Иоан. 2:15,16).



Так вот и сказано: «Не любите мира, ни того, что в мире». Похоть и гордость житейская – вот они сущие злодейки на нашу с вами голову! Что ж, с этим трудно не согласиться. На самом деле, всё в этом мире вокруг этого вертится. И почти всё к этому сводится. И христианство не одиноко в своей в общем-то справедливой оценке этого мира. Но это – одна сторона. Если же учесть тот факт, что Бог Вездесущ, и в видимой материальной вселенной не существует ни одной вещи, которая была бы лишена Его, как это утверждают просветлённые мудрецы, тогда следует признать, что мир прекрасен. Это – другая сторона. Вывод, который напрашивается, однозначен – мир ужасен и прекрасен одновременно.



Итак, астрология изучает внешние влияния на человека, причём, в очень ограниченном радиусе, определяемом исключительно небесными телами. Но ведь на самом деле планетное влияние – лишь вторичный фактор! Это следствие, а не причина. Первичным или определяющим здесь является внутренний фактор, имя которому карма. Именно карма того или иного человека определяет наиболее удачное время для его рождения, наиболее благоприятное соотношение и расположение небесных светил. Исторический контекст – вот, что «делает погоду». Не трудно догадаться, что под историческим контекстом я подразумеваю реинкарнацию, так называемый метемпсихоз, и только что высказанные доводы построены исключительно на фундаменте мистической доктрины реинкарнации. Свами Джьотирмайянанда говорит об этом следующее: «Именно душа избирает время и соответствующее расположение планет для предстоящей «отработки» своих карм. Звёзды не определяют ничью судьбу. Напротив, каждая душа определяет время, наиболее благоприятное для её воплощения».



Да, всё влияет на нас, в том числе и планеты, но именно мы своими мыслями, словами и поступками вызываем к жизни все эти влияния и именно мы определяем, когда и при каком расположении планет нам надлежит родиться. Хороший психолог может дать вам довольно точную характеристику, изучив ваше окружение, обстоятельства вашей жизни. Подобным образом, хороший астролог может вполне точно охарактеризовать жизненные вехи и набросать наиболее вероятные варианты развития личности и деятельности.



Так как же нам относиться к астрологии? Как всегда мудрый ответ на этот вопрос даёт нам Свами Джьотирмайянанда: «С помощью астрологии вы можете прослеживать ход и изучать перспективы развития вашей жизни, но полностью полагаться на астрологическую натальную карту, отказываясь от собственных усилий, – ошибочно».



Когда-то давно в одной из эзотерических книг я прочёл такую фразу: «Глупец подчиняется звёздам, мудрец управляет ими».
Кем нам быть – выбор остаётся за нами.



...

События и новости
2017-11-13Ретрит Школы йоги «Парашакти»: Осень 2017

С 10 по 12 ноября в отеле «Большая медведица» (хутор Гуамка Апшеронского р-на) прошёл очередной, двадцать первый, ретрит Школы йоги «Парашакти» по теме: «Секреты Праны и пранаямы», в основу которой легло учение Свами Нараянананды. В этот год богини Кали — на его исходе — мы сочли должным уделить особое внимание и выразить своё глубокое почтение Шри Кали-Дурге.

2017-07-01ОМ ШРИ ГУРАВЕ НАМАХА!

Школа йоги «Парашакти» сердечно поздравляет всех учителей и учеников йоги с замечательным праздником – Вьяса Пурнимой. Согласно ведической традиции, именно в этот день был рожден великий мудрец Вьяса – «разделитель» Вед, автор древнеиндийского эпоса «Махабхараты» и священных пуран, основоположник философии веданты. Если в далеком прошлом в этот день духовные подвижники отдавали дань уважения исключительно Вьясе, как первому учителю, то впоследствии день Вьяса Пурнимы приобрел иные, гораздо более широкие масштабы и превратился в праздник всех учителей, академических в том числе. По этой причине он стал называться Гуру Пурнимой.


Гуру Пурнима отмечается ежегодно в полнолуние и выпадает на месяц Ашадх (июнь-июль). Это первый день годового периода Чатурмас («четырёх месяцев»), благоприятных для сельского хозяйства.


По всей Индии в ашрамах и монастырях в этот день совершаются специальные пуджи, посвященные гуру, поются духовные гимны, бхаджаны и ведические киртаны, читаются лекции и проводятся концерты и другие мероприятия. Особенно широко, с большим размахом отмечается этот праздник в ашрамах Свами Шивананды (Ришикеш) и Сатьи Саи Бабы (Прашанти Нилаям).


Этот день отмечается также в буддизме. Считается, что именно с него берёт начало буддийская религия, поскольку в этот день Будда Шакьямуни произнес свою первую проповедь в Сарнатхе, небольшом городке в 10 км к северу от Варанаси.


Этот день исключительно важен и для джайнов, ибо в этот день у Махавиры, основателя джайнизма, появился первый ученик, Гаутама (Индрабхути).


В качестве подарка прилагаем статью Свами Джьотирмайянанды «Гуру – свет в твоем сердце» в нашем переводе с английского языка.

Ом Намо Гурудэв Намо!

Наши занятия