Йога - путь к совершенству и самореализации
Письменный вариант доклада, прочитанного Владимиром Афанасьевым
на конференции
«Пути внутреннего развития человека»,
Краснодар 29 октября 2006
1.
Первый вопрос, который следует задать, и на который – ответить: С чем имеет дело йога? Ответ таков: с методами и средствами, позволяющими “индивидуальной душе”, именуемой человеком, стряхнуть с себя “покров космической иллюзии”, называемой майей, и выйти из-под власти кармических пут материального мира, признаваемого мудрецами всех веков обителью скорби (взять того же Нострадамуса, называвшего Землю “сферой ужаса”).Второй вопрос: что же является целью йоги? Её целью является обретение такого состояния ума и души, при котором освобождение от магической силы майи и кармических пут становится возможным, и это есть духовное освобождение, то, что определяется терминами нирвана, мокша, мукти, кайвалья, нирвикальпа-самадхи и т.д. Это состояние интуитивного постижения своей истинной всеединой сути и называется “йога”. Что же это за “состояние”?
Древний классический учебник по йоге Йога сутра, написанный мудрецом Патанджали, технически характеризует его как «остановку флуктуаций мысле-волн читты» или, проще, «остановку колебаний мысле-волн ментальной субстанции».
Этому психофизическому феномену предшествует очень сложный йогический процесс тройственного очищения: 1) физического тела; 2) тонких психоэнергетических каналов, называемых нади, а также их сплетений, называемых чакрами; и, наконец, 3) упомянутой выше ментальной субстанции (читты), являющейся носителем колоссального кармического опыта отпавшей от Бога в невесть какие времена индивидуализированной души (область подсознания и бессознательного), – а это миллионы и миллионы воплощений. Этот процесс своей кульминацией имеет духовное ПРОСВЕТЛЕНИЕ, завершающее долгий, мучительный путь души к своему Источнику.
По завершении этого йогического процесса сознание человека претерпевает трансформацию. Чем же такая трансформация характеризуется?
Йог, достигший Просветления, испытывает следующее:
1. Ощущение того, что всё, что должно быть познано, уже познано.
2. Осознание, что всё, что следовало оставить (включая неведение), уже оставлено.
3. Постижение того, что всё, чего следовало достичь (включая наивысшее достижение – интуитивное знание своего высшего Я, Всеединого Духа), уже достигнуто.
4. Переживание того, что страдания навсегда оставили его, и осознание, что цель жизни осуществлена – Освобождение достигнуто.
5. Знание, что его ментальная субстанция (читта) уже осуществила две свои цели: дать человеку возможность пережить все радости и горести и привести его через духовную эволюцию к Освобождению. Пока человек не достигнет Освобождения, он нуждается в читте, как и в своём материальном проводнике – теле. С их помощью он испытывает наслаждение и страдание и через это продолжает эволюционировать, пока не достигнет высшего состояния Освобождения.
6. Свобода от гун, движущих сил Природы, или трёх великих начал: инертности, активности и гармонии.
7. Утверждённость в высшем Я (Духе). Йог становится дживанмуктой, освобождённым при жизни. Хотя он и продолжает выполнять свои житейские обязанности, он теперь навсегда утверждён в высшем Я. В былом состоянии неведения его душа постоянно испытывала удовольствие и боль, поскольку отождествляла себя с соответствующими мысле-волнами ума. Но теперь, освободившись от влияния читты и её мысле-волн, он пребывает в своём сокровенном Я.
Просветлённый человек, осознавший себя бескрайним и вечным Океаном Сознания, испытывает свою сопричастность ко всему сущему, но в то же время он, разрушивший “свой”, оказавшийся иллюзорным, эго-центр, ощущает себя не затронутым теми нескончаемыми динамическими процессами и немыслимыми хитросплетениями, которыми насыщен не только этот, феноменальный, мир, но и другие, тонкоматериальные, невидимые миры.
Йогин обладает следующими качествами личности, которые характеризуют его йогическое развитие. Они указывают на степень осуществления Цели жизни – познания своего истинного Я. Пока выражение этих качеств требует усилий, духовный подвижник движется по пути йоги. Когда же они начинают выражаться самопроизвольно, легко и естественно, это значит, что он достиг цели йоги. Вот эти качества.
Отсутствие желаний.
Бесстрашие.
Чувство вечности.
Равное видение.Мудрость.
Невинность.
Не-деяние.
Вкратце суть этих качеств сводится к следующему.
1. ОТСУТСТВИЕ ЖЕЛАНИЙ (нирашата). Истинное Я (Атман) – единственная реальность в мире. А поэтому, ум должен научиться подниматься над всеми эгоистическими желаниями.
2. БЕССТРАШИЕ (нирбхаята). Там, где есть двойственность, есть страх. В Атмане нет двойственности, а значит, нет места и страху. Как ночной кошмар существует благодаря лишённому всякого страха состоянию сна, или, как фильм ужасов нисколько не влияет на экранное полотно, подобным образом и Атман всегда свободен от наваждений страха, создаваемых конечным умом.
3. ЧУВСТВО ВЕЧНОСТИ (нитьята). Садхак развивает глубоко в себе чувство вечности. Он созерцает истину «Атман Бессмертен, неподвластен Времени и Вечен». А поэтому, он не обременяет свою жизнь тщетной суетой.
4. РАВНОЕ ВИДЕНИЕ (самата). Йог видит единый Атман как основу всех имён и форм. Он видит единую Божию Волю за всеми обстоятельствами – благоприятными и неблагоприятными. Он видит единую Божественность, как в друге, так и в недруге. Он не обманывается видимостью имён и форм. Он видит Божественную Реальность, снимая покров имён и форм. Таким образом, он обладает равным видением.
5. МУДРОСТЬ (джняна). Йог обладает интуитивным знанием Атмана, своей божественной сути.
6. НЕВИННОСТЬ (нирихата). Когда ум освобождается от эгоистических желаний, он становится чистым и свободным от ложных притворств. Мудрец может общаться в равной степени с ребёнком и взрослым, учёным и простым крестьянином.
7. НЕ-ДЕЯНИЕ (нискрията). Йог видит своё внутреннее Я свободным от всякого деяния. И хотя он вовлечён в ту или иную деятельность, он остаётся непричастным к ней. Хотя небо и покрыто облаками, оно всегда свободно от них. Подобным образом, хотя Атман и скрыт под покровом мыслей, он остаётся всегда свободным от всякой деятельности. А поэтому, мудрец становится выше добра и зла.
Наряду с этим, в нашем подсознании и бессознательном в виде тонких, но очень сильных впечатлений имеются т.н. клеши, комплексы, от которых йогину следует освободиться. Таковыми являются:
авидья – метафизическое неведение, или духовная слепота;
асмита – ощущение себя отдельной, обусловленной, отличной от других и всего другого личность –я есть такой-то или я есть такая-то; в асмите – корень эгоизма;
рага – привязанность к тому, что нравится и доставляет удовольствие;
двеша – напротив, неприязнь того, что не нравится (проявляется в самых разных формах, от лёгкого, ничему не обязывающего, пренебрежения до откровенного отвращения и лютой ненависти);
абхинивеша – привязанность к жизни в целом и страх смерти.
2.
Но поскольку разговор у нас сегодня идёт о йоге, давайте рассмотрим, что есть эта «объективная реальность» с точки зрения йоги.
Человек – это очень сложное (гораздо сложнее, чем мыслит себе современная психология), существо, состоящее из видимого (осязаемого) материального тела, невидимой тонко-материальной психической субстанции – ума и трудно постижимой, тончайшей, движущей жизненной силы, называемой душой.
В каждом человеке потенциально заложены четыре начала: божественное, человеческое, животное и демоническое. В соответствии с этими началами существует и четыре типа людей с той или иной доминантой.
1. В людях первого типа (это тип просветлённых людей и мудрецов) ярко выражено божественное начало. Утвердившись в познании своей божественной природы и глубоко осознавая, что всё есть Промысел Божий, и альтернативы происходящему нет и быть не может, эти люди во всём видят позитивное, Божью длань. Таких людей, по понятным причинам, очень мало.
2. Обычные люди, большинство людей. Наверное, мы с вами. В хорошем они видят хорошее, в плохом – плохое. Воровать – плохо, убивать – плохо, лгать – плохо; любить – хорошо, помогать – хорошо, быть чистоплотным – хорошо; и т.д.
3. В последние годы наметился быстрый численный рост людей третьего типа – всё плохо, скучно, неинтересно, бессмысленно. Психика таких людей, как правило, неустойчива. В 90-е годы было открыто явление названное синдромом дефицита удовлетворённости. Человек с таким синдромом, что бы с ним объективно хорошего ни происходило, практически постоянно пребывает в унылом, подавленном состоянии. Дефицит удовлетворённости заставляет таких людей прибегать к алкоголю, наркотикам и ранней половой жизни. Но и эти «лекарства» не спасают в принципе. Реакция, которая незамедлительно следует за этим, создаёт в душе ещё большую опустошённость. Человек попадает в замкнутый круг, который постоянно сужается и, образно говоря, стягивается на его шее.
Когда устои общества размыты, а общественного продукта много, необходимость в таких высоких позитивных системах, как йога, возрастает исключительно.
4. Демонический тип. То, что плохо для человека, хорошо для дьявола. Люди этого типа в хорошем видят плохое, а в плохом – хорошее. Своё счастье они находят в страдании других людей.
Далее. Согласно йоге и близкой к ней философии веданты человек состоит из пяти первоэлементов или стихий и представляет собой сложное сочетание пяти оболочек, называемых панча коша (панча – пять, коша – оболочка, футляр, чехол). Именно в них по принципу матрёшки и облачена наша душа, джива (или дживатма). Обусловленная ими, ввергнутая в космическую иллюзию, в майю, наша индивидуализированная душа не осознаёт своего изначального единства с Мировой Душой, Богом, в Западной философии именуемой Абсолютом, а в веданте – Брахманом.
1. Грубое тело (плоть), развивающееся и существующее благодаря пищи, и поэтому называемое «пищевая оболочка» (аннамайя коша).
2. «Праническая оболочка» (пранамайя коша) по существу представляет собой поле жизнетворных энергетических, или пранических, токов, протекающих по определенным каналам и оживляющих физическое тело.
3. «Ментальная оболочка» (маномайя коша), служащая как бы общим инструментом, контролирующим процесс восприятия мира органами чувств.
4. «Интеллектуальная оболочка» (виджнянамайя коша), дословно, «оболочка, образованная знанием», представляет собой интегральное сознание, обладающее высокой, не присущей другим живым существам, способностью различать, оценивать, принимать решения и т.д. В своём наивысшем проявлении эта «оболочка» способна выражать идею всеобщего единства и восприятия себя как потенциально неограниченного поля сознания, имеющего прямое отношение к любым формам реальности. В современной психологии параллелью этого аспекта «интеллектуальной оболочки» является т.н. холотропное сознание (от греч. holos – целое). Некоторые духовные школы называют ее буддхи, оболочкой мудрости.
5. И пятая, последняя, «оболочка блаженства» (анандамайя коша), наивысшая и самая «тонкая» из всех перечисленных, непосредственно «окутывающая» трансцендентальное Я человека. Эту оболочку иначе называют духовной, и ее сутью является блаженство.
На самом деле, имеется ещё одна оболочка, называемая махананда коша (оболочка великого блаженства). Она превосходит все остальные; о ней мало, кто знает, и о ней ничего не известно.
Обычный человек по причине своего духовного неведения принимает себя, главным образом, за первую и третью оболочку, практически полностью игнорируя вторую, энергетическую. Йогический же подход к человеку радикально отличен – с точки зрения йоги человек представляет собой поле электрических токов, протекающих по определённым каналам; всё материальное и физическое (в макрокосме и человеке) облекается в конкретную форму по структуре более тонких субстратов и токов; всё, что происходит в физическом теле, есть проявление изменений [т.е. процессов] в более тонких материях и каналах энергии.
И ещё один очень важный момент – только небольшая часть того, что происходит в более тонких материях и каналах энергии, воплощается на физическом уровне бытия. Но это – отдельный разговор.
3.
1. Яма (этические нормы воздержания – то, от чего следует воздерживаться):
ахимса (ненасилие или невреждение; следует воздерживаться от нанесения вреда в любой форме),
сатьям (правдивость; следует воздерживаться от лжи),
брахмачарья (целомудрие; для не женатых предписывается половое воздержание, для имеющих семью предписывается “хорошо упорядоченная половая жизнь”; в этом вопросе сохранение сексуальной энергии и её сублимация в более тонкие виды является не менее важной стороной, чем собственно моральная);
астея (не-присвоение чужого, или отказ от беззаконного присвоения чужой собственности, какой бы она ни была) и
апариграха (нестяжание; отсутствие алчности; также отказ от принятия [излишних] даров, чтобы довольствоваться малым, с одной стороны, и не попасть в зависимость от людей, с другой).
Все эти нормы следует выполнять в мысли, в слове и в деле. В краткой форме я попытаюсь осветить эту часть йоги так, как понимаю её я.
Ахимса. Жизнь – наивысшая общечеловеческая ценность, и без крайней необходимости йогин не должен покушаться на неё, в какой бы форме она ни выражалась. Допустимо убийство лишь с целью защиты собственной жизни или своих близких, на поле сражения и в целях личной гигиены и гигиены дома. Но убить или навредить можно и словом и даже мыслью. Поэтому следует хорошо контролировать язык и ум.
Сатьям. Отцом лжи, как известно, является дьявол. То, что искажает истину, считается ложью. Намеренная ложь с целью навредить – наихудший вид лжи. Избегать лжи в любой форме – идеал очень трудно выполнимый для людей, живущих в миру. Преувеличение тоже считается разновидностью лжи. Единственным оправданием лжи может служить т.н. “ложь во спасение”, однако, она легко поддаётся интерпретации в силу вопроса: а что, собственно, принимать за спасение? На самом деле, сатьям, правдивость, очень тонкий вопрос и требует частного отношения и очень осторожного подхода. Однако некоторые учителя йоги ратуют за безусловное соблюдение этой нравственной нормы даже ценой собственной жизни.
Брахмачарья. Одна из самых сложных проблем. Отношение полов – прекрасного и не очень – является величайшей интригой, на которой держится наш мир. Любовь и её неотъемлемая часть секс – это альфа и омега человеческого существования. Во имя любви свершаются великие подвиги и во имя же любви – великие злодеяния.
«А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением,
уже прелюбодействовал с нею в сердце своём»
Евангелие от Матфея. 5:28.
«Верность, которую удаётся сохранить только ценой больших усилий,
ничуть не лучше измены»
Франсуа де Ларошфуко Максимы и моральные размышления (1665)
«Долговечность наших страстей так же мало зависит от нас,
как и долговечность нашей жизни».
Франсуа де Ларошфуко
«Много сект насчитал я в исламе. Из всех
я избрал себе секту любовных утех.
Ты – мой Бог! Подари же мне радости рая.
Слиться с Богом, любовью пылая, - не грех!»
Омар Хайям Рубаи (1048-1123/1132)
«Не связывай себя с разными женщинами, смотреть на них – [и то] грех».
Кабир Грантхавали 25. Глава о дурном обществе. (Так-то вот!)
Астея. Не-присвоение чужого. Даже в мыслях мы не должны присваивать себе того, что нам не принадлежит. По большому счёту, нам ничего не принадлежит. Всё, что мы имеем, без исключения, мы можем потерять в любую минуту, в том числе, и наше тело, которое в мгновение ока вдруг перестаёт быть нашим, а через некоторое время вообще перестаёт быть, разлагаясь. Поэтому, йоги культивируют в себе непривязанность к материальным ценностям. Красть идеи и выдавать за свои – тоже плохо, безнравственно. К сожалению, в научных, академических кругах это обычное явление – так пишут учебники, книги, диссертации. Однако эта нравственная норма может иметь исключение – ради спасения жизни мы можем этой нормой пренебречь.
Апариграха. Отсутствие алчности, скупости. Здесь всё ясно, и это, пожалуй, единственная норма, которую можно принять безоговорочно целиком и полностью. Разумеется, её нельзя понимать вульгарно и быть рубаха-парнем, отдавая всё направо и налево.
2. Нияма (этические нормы соблюдения; то, что предписывается соблюдать):
шауча (физическая и ментальная чистота),
сантош (довольство),
тапас (аскеза),
свадхьяя (изучение духовных писаний и повторение мантры) и
ишвара пранидхана (вверение себя Богу).
Шауча. Физическая чистота сводится к личной гигиене. Под ментальной чистотой понимается общий позитивный психический фон (философское отношение к жизни и к смерти) и чистота помыслов.
Сантош. Довольство. Это, прежде всего, принятие жизни такой, как она есть, со всем её «хозяйством». Это бодрое, светлое состояние духа в принципе. Это философское отношение к жизни. Это понимание того, что всё есть Промысел Божий и всё, что ни делается – к лучшему. Это осознание того факта, что всё, происходящее с нами, есть наша карма, результат былых деяний – что посеяли, то и пожинаем. Здесь многое, что можно ещё добавить, что развить в целую главу книги.
«Нет богатства более желанного, чем удовлетворённость. …Существует предел, который нельзя преступать, не вредя себе. Отыщите свою меру, свои пределы, свои границы и действуйте. Не стоит завидовать тем, чья мера оказалась больше, кто менее считается с ограничениями, чьи пределы не так узки, как ваши. Утвердитесь сначала на той ступени садханы, которой уже достигли, и только потом думайте о следующей. Ясно обозначьте цель, и – вперёд». (Садхана. Внутренний путь. Сатья Саи Баба с.141)
Тапас. Аскеза. Телесный аскетизм, подавление плоти является вульгарной формой тапаса. Самобичевание чуждо йоге. Основную идею этой нормы можно выразить словами: живи просто, мысли высоко. Наивысшей аскезой является бескорыстное служение людям или Богу через людей. Отказ от своего маленького ложного “я”, это и есть идеал аскезы.
Свадхьяя. Глубокое изучение духовных писаний – чтение и размышление, – а также повторение мистических звуковых формул, обладающих огромной духовной силой и называемых мантрами, составляет основу свадхьяи.
И, наконец, ишвара пранидхана. Вверение или предание себя Богу. Всё в руках Божиих! Отдайте себя на волю Бога, положитесь на него полностью и безраздельно. Отдайте Ему все свои заботы и проблемы. Он решит их лучше вас. Но для этого нужна безусловная вера в Него – в Его Всемогущество, Вездесущность, Всеведение и Любовь. Это вовсе не значит, что нужно сложить руки и ничего не делать. Напротив. Нужно найти своё дело и заниматься им добросовестно, как можно лучше, а вот результат – это уже не ваша забота.
Последние три пункта ниямы образуют т.н. крийя-йогу.
Эти ямы и ниямы в целом (в идейном отношении) соответствуют Десяти библейским заповедям. Более того, в той или иной форме, они существуют в каждой религии.
3. Асана (физическая поза). Эта дисциплина предназначена придать устойчивость телу, чтобы практикующий йогу мог сидеть в медитации продолжительное время. Именно в таком значении асана истолковывается в Йога сутрах Патанджали. Без обретения совершенной стабильности и неподвижности в асане достичь конечного результата в йоге, Космического Сознания, невозможно.
Асанами называют также и многочисленные позы. Они направлены на достижение идеального физического здоровья и психического равновесия. Такое состояние достигается за счёт активизации и гармонизации всех систем организма. При этом работа отдельных органов и частей тела становится чёткой и стабильной. Основными факторами благотворного влияния асан на организм являются: растягивание, давление, сокращение мыщц, сила тяготения и релаксация.
Тело должно быть храмом для души, крепостью для духа, идеальным инструментом для Шакти, Божественной Космической Энергии, являющейся наивысшей формой проявления сознания в человеке.
Программу йога-асан предваряют разминочные упражнения, позволяющие разогреть и оживить тело.
Занятия асанами и другими йогическими упражнениями не должны приводить к истощению и потере энергии. Если вы чувствуете усталость после занятий и беспокойство ума, можете считать, что ваша сегодняшняя йога не состоялась.
4. Пранаяма (управление жизненными силами, или жизнетворными энергиями). Эта часть раджа-йоги слагается из различных дыхательных упражнений, призванных гармонизировать и контролировать жизненные энергии тела, праны.
Эти две вышеназванные дисциплины (асана и пранаяма) – область хатха-йоги, которая рассматривается как ветвь раджа-йоги, состоящая из многочисленных хорошо разработанных физических поз и дыхательных упражнений, позволяющих повысить жизнеспособность человека и, как я уже сказал, обеспечить здоровье и силу его телу и психике, а также покой уму.
5. Пратьяхара (досл. «отвлечение чувств»). Эта практика овладения чувствами, господство над ними. Осуществляется это двумя путями: посредством контроля пран и контроля ума. Йогин, способный управлять движением пран, способен, по желанию, отвлекать чувства от объектов чувств, или, иными словами, перекрывать сенсорные каналы. Во втором случае, если йогин контролирует ум, то чувства автоматически становятся подвластными его разуму, и через разумение самопроизвольно отвлекаются от своих объектов. (Этот второй вид пратьяхары более совершенный, и именно к нему, как к идеалу, следует стремиться). Наделённый пратьяхарой, йог может наслаждаться безмятежной атмосферой пещеры даже в условиях современного города. И наоборот, если пратьяхара отсутствует, у человека всегда будет что-то беспокоящее его ум. Даже уединившись в лоно пещеры, он не найдёт там покоя.
Не могу не ознакомить вас с симптомами внутреннего покоя (шанти), обретаемого благодаря йогическим методам:
- Тенденция мыслить и поступать спонтанно, а не в силу опасений и страхов, основанных на прошлом опыте.
- Ярко выраженная способность наслаждаться каждым текущим моментом жизни.
- Потеря интереса к осуждению других людей.
- Потеря интереса к осуждению самого себя.
- Потеря интереса к истолкованию поступков других людей.
- Потеря интереса к выяснению отношений.
- Потеря способности волноваться и беспокоиться. (Очень важный симптом).
- Частые приливы чувства признательности.
- Чувство удовлетворения от общения с людьми и природой.
- Частые “приступы” улыбки.
- Возрастающая тенденция позволять вещам случаться, а не заставлять их происходить, навязывая свою волю.
- Возрастающая чуткость к любви других людей, а также неуправляемые порывы проявлять её самому.
6. Дхарана (сосредоточенность, или “единонаправленность”). Обретший моральную чистоту, физическую и психическую стабильность, духовный подвижник поднимается на следующие ступени, образующие продвинутый этап йоги, начинающийся с практики сосредоточения. Она представляет собой тренировку ума фиксироваться на любой точке или объекте, будь то конкретный образ, например, роза, или абстрактный, скажем, блаженство.
Дхарана может быть внешней и внутренней. Йога различает пять видов сосредоточения – на каждый из пяти стихий, проявленных в природе:
- на земной элемент (цветок, точка, картинка, символ и т.д.),
- на водный элемент (река, океан, озеро и т. д.),
- на элемент огня (пламя свечи, солнце и т.д.),
- на элемент воздуха (дыхание, дуновение ветра),
- на звуковой элемент (мантра, журчание ручейка, бхрамари пранаяма, особый вид дыхательных упражнения, эмитирующий звук шмеля, и т.д.)
7. Дхьяна (медитация). Когда единонаправленное состояние ума сохраняется непрерывно с лёгкостью и самопроизвольно, то это называется медитацией. Медитация – это надчувственное состояние. Медитации как таковой нельзя научить. Это глубоко внутренний процесс, происходящий спонтанно. Помощь можно оказать на стадиях предваряющих её.
8. Самадхи (сверхсознание) заключительная часть раджа-йоги, знаменующая успех – конец йогического пути. Когда ум продолжает оставаться в состоянии дхьяны, человек перестаёт осознавать тройственность медитативного процесса – «Я – медитирующий. Это – объект медитации. А это – процесс и соответственно степень медитации». И тут возникает новое состояние мистического сознания, в котором обычное сознание теряется и мистическое трансформирует внутреннюю природу йога. Проходя различные стадии самадхи (их больше десяти), йог, наконец, достигает кайвальи – свободы от мирового процесса. Это состояние сверхсознания переживается как невообразимое блаженство и беспредельный экстаз. Известный румынский этнограф и антрополог, исследователь йогических традиции, в том числе, предложил даже свой термин в качестве эквивалента самадхи, enstasy, чтобы подчеркнуть его качественное отличие от экстаза, высшей степени восторга, переживаемого с помощью человеческих чувств.
Трудно сказать, когда заканчивается сосредоточение и начинается медитация или когда заканчивается медитация и наступает самадхи. Каждый раз, когда йог приступает к медитации, эти три процесса идут вместе, и им, поэтому, было дано одно общее название – самьяма. Посредством самьямы на тот или иной объект йог обретает мистический свет, праджню, или свет интуиции, который даёт ему возможность изучать и исследовать тайны практически любого объекта, грубые элементы, тонкие элементы, ум человеческий и Ум Космический (Космический Разум).
Йога – это путь обретения независимости, прежде всего, от своих внутренних несовершенств: пороков, привычек, комплексов, предрассудков, дурных черт характера, страхов, привязанностей и т.д.
Своё выступление мне хочется закончить цитатой из Дхаммапады (максимы буддийской этики):
«Один человек побеждает на поле сражения тысячную армию.
Другой побеждает себя – и он более велик».
Только победив себя, мы можем познать Себя!
...
В небольшом, но уютном городке Горячий Ключ Краснодарского края с 18 по 20 октября прошёл очередной 28-й ретрит нашей Школы. Шесть часов занятий в новом для нас зале пансионата «Берёзка» вылились в тринадцать часов интенсивного погружения в тему ретрита: «Медитация… и не только». Как бы в знак одобрения нашему йогическому мероприятию Природа подарила нам на все три дня хорошую погоду: безветренную, комфортную по температуре и солнечную в день отъезда.