Свами Джьотирмайянанда "Сила молитвы"

СИЛА МОЛИТВЫ
Лекция Свами Джьотирмайянанды в Торонто, Канада

Молитва – это самый жизненный аспект в любом из религиозных направлений. В то же время она является и самым простым. В соответствии с «Гитой», есть четыре пути, по которым бхакты приближаются к Богу. Арта бхакта приближается к Богу в силу своего бедственного положения. Когда человека постигает беда, ум легко поворачивается к Богу. Обращаясь к Божественной помощи в трудное для него время, искренний арта бхакта узнаёт Божие величие по мере того, как помощь чудесным образом приходит к нему снова и снова. В результате его преданность становится более глубокой.

И всё же довольно часто случается так, что, когда беда проходит, человек забывает о Боге. Рассказывают притчу о сборщике кокосов, который взобрался на кокосовое дерево и побросал на землю много кокосов. Когда он посмотрел вниз, ему стало страшно – такой высокой оказалась пальма, – и он взмолился Богу, чтобы тот позволил ему в безопасности спуститься на землю. Молитва придала ему сил, и он начал медленно сползать вниз, обещая Богу, что отдаст все кокосы его храму. По мере того как он приближался к земле, число обещанных кокосов уменьшалось, и к тому времени как он спустился к земле, лишь несколько кокосов осталось для храма – ибо он убедил себя в том, что его благополучный спуск – исключительно его заслуга.

Это пример того, как, попав в беду, люди поворачиваются лицом к Богу. В счастье же и процветании, однако, они, как правило, поворачиваются к самим себе и утверждают, какие они молодцы, что достигли успеха. Представьте, что бы случилось, когда, испытывая счастье, человек обращался бы к Богу: страдания исчезли бы!

Хорошо направлять ум к Богу независимо от причины, но учитесь поворачиваться лицом к Нему даже в счастливые минуты. Для большинства людей молитва ассоциируется с чем-то патетическим. Поэтому, когда кто-нибудь становится на колени и молится прилюдно, люди начинают спрашивать, не стряслось ли что-нибудь, так как молитва обычно ассоциируется с негативными событиями. Такой взгляд на молитву следует изменить. Молитва должна ассоциироваться с Богом как величайшим объектом наивысшей любви и сладости.

Другие три типа бхактов, перечисленные в «Гите», это артхарти, который обращается к Богу для обретения богатства или средств; джиджнасу, который обращается к Богу с целью познания тайны бытия и священных писаний; и джняни, человек мудрости, достигший просветления. Человек, достигший просветления, не имеет выбора, кроме одного – любить Бога. Бог – это его единственная реальность, и его ум течёт к Богу автоматически.


Молитесь для достижения наивысшей цели: просветления разума

Одна из самых важных ведических молитв – Гаятри Мантра: «Ом бхур бхувах свах, тат савитур вареньям, бхарго дэвасья дхимахи, дхийо йо нах прачодаят» («Бог, который пронизывает три плана – физический, астральный и причинный, который является океаном лучезарности, которому поклоняются, да озарит он мой разум»). Другая древняя универсальная молитва – «Асато ма сат гамайя, тамасо ма джьотир гамайя, мритьор ма амритам гамайя» («От нереальности веди меня к реальности, от мрака веди меня к свету, от смерти веди меня к бессмертию».

Как в одной, так и в другой молитве духовный подвижник испрашивает у Бога высочайшего блага: просветления разума. Такой вид молитвы – наивысший, поскольку, если разума коснулся свет Бога, вы более ни в чём не нуждаетесь. Что вы сделали, что вам следует делать – всё становиться ясным. При жизни Махатма Ганди обычно каждый вечер молитвенно воспевал: «О Боже, пошли всем людям понимание». Если будет понимание, то нигде в этом мире не будет проблем, разногласий и дисгармонии.


Компоненты молитвы

Обычно молитва включает два основных компонента. Первый – восхваление Бога или прославление Божественных атрибутов. Ум почитателя, очаровываясь Божественной славой, поёт хвалу Господу через молитву. К Богу обращаются как ко Всеобъемлющему, Океану сострадания, Вечному и Чистому, Воплощению Сущего, Знания и Абсолютного Блаженства, Всемогущему и Вселучезарному.

Следующий компонент – смирение пред тем восхитительным Богом, которым очаровался ум. Восхваляя Бога, вы начинаете отвергать своё собственное эго и личность. Многие мантры заканчиваются «Именем», а это значит, что ничего моего нет. Найти убежище в Боге означает, что вы развили в себе доверие и веру в Бога, а также осознание, что Бог организовал всё для эволюции вашей души. От предыдущих воплощений до настоящего ваша душа путешествовала на таинственном самолёте как часть божественного плана, всегда ведомая милостивой рукой Бога.


Бог – самый близкий из близких

Остерегайтесь того, чтобы при восхвалении Бога всеми этими невероятными качествами у вас не возникло чувство, что вы должны установить дистанцию, отделяющую вас от Бога. Не нужно думать, что Бог так грозен своим величием, что вы не можете приблизиться к Нему. Напротив, развивайте в себе такое чувство, что при всём Его величии Бог – это как ваша родная мать. Когда вы молитесь, исполняйтесь чувством того, что вы сидите рядом с матерью. Но если ваша физическая мать многим ограничена, то Бог, воплощающий собой тысячу матерей, не имеет ограничений. Если идея отождествления Бога с матерью не вызывает отклика в вашей душе, используйте образ отца. Развивайте идею о Боге как о наисладчайшей реальности (presence), от которой исходит тепло и сила, наполняющие вашу душу. Таким образом, главным аспектом молитвы является утверждение Божественного Присутствия. И чем более сильным является чувство (бхава), тем эффективней молитва.


Мантра – великий помощник

Мантра – это краткая форма молитвы. Вы можете иметь посвящение в мантру от гуру. Посвящение в мантру ведёт вас в бхактическое путешествие. Вы можете выбрать любую из мантр или же просто ведическую мантру Ом.

Однако не следует дрейфовать от одной мантры к другой, поскольку это ослабляет вашу концентрацию. Начинайте повторять выбранную вами мантру. При этом мысленно представляйте, что Бог находится в вашем сердце и вы преподносите Ему цветок. Когда мантра предлагается с чувством, она становится могучим помощником в очищении бессознательного, а также она генерирует энергию.

Пусть у вас не возникает чувства того, что одна мантра противоречит или противопоставляется другой мантре. Когда вы поклоняетесь Кришне, Рама доволен, Дэви довольна, Шива доволен и все другие боги и богини довольны. Всё это – различные аспекты одного и того же Божественного Начала, Единого Бога.

Польза джапы (чтения мантры) может быть прочувствована с особенной ясностью в тот момент, когда вы сталкиваетесь с проблемой. Вы обнаруживаете в себе пришедшую из мантры необычайную силу, о которой вы даже и не подозревали. Возможно, с вами произошёл несчастный случай, который мог бы явиться причиной серьёзных увечий, и, тем не менее, вы избежали этого, отделавшись лёгкой царапиной. Осознайте, что это именно мантра облегчила (redused) вашу карму.

Если вы будете поддерживать непрерывное повторение мантры, вы обнаружите удивительные результаты благодаря накоплению духовных впечатлений в подсознании. Эти впечатления создаются даже при условии, если мантра повторяется механически. Однако если вы повторяете мантру с чувством, накапливаемые духовные сокровища будут иметь гораздо большую силу.


Молитесь от всего сердца

Иногда людей беспокоит: что может случиться, если они не повторяют мантру «правильно». Поймите, что все произношения относительны. Санскритское произношение различается – на севере оно одно, на юге другое. Для Бога важны ваши намерения и чувства, а не произношение. Любая мысль, что ваша молитва или способ молитвы может обидеть Бога, является совершенно неправильным.

Замечательно, если вы слагаете молитву о своих нуждах сами. Просто сядьте перед алтарём и скажите, что вы хотите сказать. И пусть вас не беспокоит, что вы говорите или делаете что-нибудь неправильно.


В трудные времена молитесь о даровании вам понимания и силы

Бхакта должен понимать, что этот мир есть Божественный план, и каждая ситуация, в которую Бог помещает вас, имеет свой смысл. В качестве иллюстрации рассказывают интересную историю. Это история об императоре Акбаре и его мудром министре Бирбале.

Бирбал постоянно утверждал, что всё, что ни случается, только к лучшему. Император Акбар, будучи молодым, не имел такого доверия к Бирбалу, как его отец, предшествующий император. Он был подозрителен в отношении Бирбала и подвергал сомнению постоянный оптимизм министра. Однажды саблей император случайно отсёк себе кончик мизинца. Бирбал немедленно призвал императора не волноваться: всё, что ни происходит, имеет свою цель, и эта цель – к лучшему. Император пришёл в негодование на министра и бросил того в темницу.

В течение нескольких дней император ходит с завязанным пальцем, а затем, чтобы развлечься, поехал в лес на охоту. Там позже он отделился от своей охотничьей группы, и был схвачен племенем каннибалов, намеривающихся совершить жертвоприношение. Императора связали как жертвенное животное и принесли к храму. Когда жрец осмотрел его, он объявил, что этот человек не может быть принесён в жертву, поскольку у него нет кусочка пальца, а им нужен идеальный экземпляр. И его, забракованного, отпустили с миром.

По возращении император возблагодарил Бога за то, что он взял его палец и тем самым сберёг его жизнь. Он сразу же направился в темницу к Бирбалу. «О Бирбал, пожалуйста, прими мои извинения. Теперь я понимаю, что моя рана оказалась к лучшему. Но скажи мне, почему Бог допустил, чтобы я бросил тебя в темницу? Что же здесь хорошего, что ты оказался в тюрьме из-за моего гнева?» Бирбал ответил: «Ваше величество, если бы я не был в тюрьме, Вы, наверняка, взяли б меня с собой на охоту, и, когда лесные дикари признали Вас непригодным для жертвоприношения, они, несомненно, нашли бы меня превосходной заменой!».

Эта история показывает, каким образом отрабатываются жизненные ситуации с пользой для вашей эволюции. Всё имеет свой смысл – как несчастье, так и процветание.

Это, однако, не значит, что вы не должны прикладывать усилия, чтобы избежать бедствий и страданий и способствовать процветанию и счастью. Эти усилия должны быть доведены до максимума. Но если, несмотря на все ваши старания, какие-то ситуации нельзя изменить, а беду предотвратить, знайте, что за этим стоит Божественное намерение. Ждите и наблюдайте, но продолжайте молиться. Молитесь не для того, чтобы Бог убрал эти напасти, но затем, чтобы Он дал вам силы перенести их. «О Господь, я молюсь не для того, чтобы ты снял с меня это бремя, но чтобы дал мне силы нести эту ношу легко». Как только у вас будет достаточно сил, трудные ситуации перестанут быть для вас несчастьем.

Помните, однако, что не каждая молитва дарует вам «благо» в вашем понимании. В большинстве случаев человеческое существо не знает, что лучше для него. Цель молитвы – приблизиться к Богу, а когда Бог доволен, Он делает всё лучшее для вашей эволюции.

Есть одна юмористическая история, чтобы проиллюстрировать это. Однажды жил был аскет, практиковавший духовность. Он вёл жизнь святого и ходил по деревням, прося еду как подаяние. Както раз одна женщина дала ему пищу, и он в ответ благословил её: «Пусть у тебя будет пятеро детей». Эти слова вызвали в ней гнев на аскета, поскольку она уже была матерью десятерых детей. Такое благословение становилось для неё проклятьем.

Считая чтото благословением с одной стороны, мы не подозреваем, что с другой это может быть бедствием. Поэтому не ограничивайте свои молитвы к Богу постоянными просьбами о чём-то конкретном. Молитесь лучше, чтобы благословения Бога текли к вам, чтобы вы стали инструментом в Его руках. Если развивать молитву в этом направлении, вы ощутите всевозрастающую радость и внутреннюю свободу.


Молитва – это духовное приключение

Рассматривайте молитву как духовное приключение. Посвящайте своё время исследованию её возможностей и тайн.

Важны две вещи: непрерывная, день за днём, практика и поддержанное верой смирение. Лучшее время для молитвы между четырьмя и шестью часами утра. Ранее утро очень благоприятное время, потому что много духовно продвинутых людей устремляют свои возвышенные мысли именно в это время, и ваш ум обретает магнетическую силу. Как только ваш ум разовьёт позитивное направление, он начнёт черпать вдохновение от ещё более высокоразвитых умов, и вы почувствуете хорошую поддержку продолжать свой путь. Если вы будете начинать день с молитвы, ваш ум перестанет загромождаться проблемами и вы будете наслаждаться им.

Если вы пропустите даже один день молитвы, у вас будет чувство чего-то упущенного. Этот внутренний голод должен развиваться. Молитва должна стать неотъемлемой частью вашей жизни, её верным спутником.

Молитесь рано утром, перед и во время купания, перед едой и перед началом дела. Таким образом, вы всегда будете напоминать себе о Присутствии Бога, о том, что являетесь инструментом в Его руках и что по Его милости вы совершите поразительные вещи. Наполняя свою жизнь молитвенностью, вы сводите на нет своё эго наиболее эффективным образом.

Важно напоминать себе, что вы не можете быть отделены от Бога. В течение жизни вы время от времени расстаётесь с тем или иным человеком. Вас могут окружать друзья, которые могут лишь сочувствовать вам, но не в состоянии помочь, и вы остаётесь в одиночестве. Когда вы оказываетесь на пороге ухода из этого мира, никто не может прийти на помощь, только ваши кармы ведут вас далее. Однако в каком бы положении вы ни были, Бог никогда не покидает вас.

Другие люди также не оставят вас в этом случае, потому что люди как волны в Божественном океане. Если с вами океан, то и все Его волны будут с вами. Если с вами Бог, беспокойство и волнение о родственниках и друзьях не имеют смысла. Бог позаботится о них. Храните веру в Бога, который не оставит вас никогда, полагайтесь больше на Него, нежели на преходящие отношения с другими людьми. Развивайте способность молиться, обращаться к Богу, как ребёнок обращается к матери, рассматривать каждую ситуацию в жизни как Божественный план. Делайте со своей стороны всё возможное, однако, если некоторые вещи изменить нельзя, смирение пред Богом будет являться выражением вашей веры. Нет силы, которая превосходила бы силу веры. Она делает невозможное возможным.

Если вы будете практиковаться в молитве с этого момента, вы начнёте постигать смысл более глубоких, более основательных философских учений. Однако наибольшая польза состоит в том, что вы становитесь ближе к Богу и к просветлению, что является вашим наивысшим результатом и целью жизни.

Молюсь о том, чтобы все вы смогли стать искренними приверженцами молитвы. Нет большего секрета духовного развития, чем золотой ключ, открывающий небесные врата. Молитва и есть тот золотой ключ.

Пер. с англ. Владимира Афанасьева



...

События и новости
2017-11-13Ретрит Школы йоги «Парашакти»: Осень 2017

С 10 по 12 ноября в отеле «Большая медведица» (хутор Гуамка Апшеронского р-на) прошёл очередной, двадцать первый, ретрит Школы йоги «Парашакти» по теме: «Секреты Праны и пранаямы», в основу которой легло учение Свами Нараянананды. В этот год богини Кали — на его исходе — мы сочли должным уделить особое внимание и выразить своё глубокое почтение Шри Кали-Дурге.

2017-07-01ОМ ШРИ ГУРАВЕ НАМАХА!

Школа йоги «Парашакти» сердечно поздравляет всех учителей и учеников йоги с замечательным праздником – Вьяса Пурнимой. Согласно ведической традиции, именно в этот день был рожден великий мудрец Вьяса – «разделитель» Вед, автор древнеиндийского эпоса «Махабхараты» и священных пуран, основоположник философии веданты. Если в далеком прошлом в этот день духовные подвижники отдавали дань уважения исключительно Вьясе, как первому учителю, то впоследствии день Вьяса Пурнимы приобрел иные, гораздо более широкие масштабы и превратился в праздник всех учителей, академических в том числе. По этой причине он стал называться Гуру Пурнимой.


Гуру Пурнима отмечается ежегодно в полнолуние и выпадает на месяц Ашадх (июнь-июль). Это первый день годового периода Чатурмас («четырёх месяцев»), благоприятных для сельского хозяйства.


По всей Индии в ашрамах и монастырях в этот день совершаются специальные пуджи, посвященные гуру, поются духовные гимны, бхаджаны и ведические киртаны, читаются лекции и проводятся концерты и другие мероприятия. Особенно широко, с большим размахом отмечается этот праздник в ашрамах Свами Шивананды (Ришикеш) и Сатьи Саи Бабы (Прашанти Нилаям).


Этот день отмечается также в буддизме. Считается, что именно с него берёт начало буддийская религия, поскольку в этот день Будда Шакьямуни произнес свою первую проповедь в Сарнатхе, небольшом городке в 10 км к северу от Варанаси.


Этот день исключительно важен и для джайнов, ибо в этот день у Махавиры, основателя джайнизма, появился первый ученик, Гаутама (Индрабхути).


В качестве подарка прилагаем статью Свами Джьотирмайянанды «Гуру – свет в твоем сердце» в нашем переводе с английского языка.

Ом Намо Гурудэв Намо!

Наши занятия