Январь 2019

Беседы у озера


Вопрос. Не могли бы вы объяснить концепцию юг (периодов времени)?

Ответ. На уровне массового сознания юги изучаются как периоды времени, которые стали частью мировой истории. Но мировая история никак не связана с вашей духовной эволюцией. Люди, не способные глубоко мыслить, надеются, что однажды мир вдруг возьмёт да изменится. Они не перестают разглагольствовать, каким прекрасным был мир во времена Рамы. Но им невдомёк, что история Рамы полна демонов, встречающихся на каждом шагу. Так же и жизнь Кришны, а позднее и Христа была полна насилия и гонений. Идеальной исторической юги не существует.

На более глубоком уровне юги должны изучаться не как исторические периоды времени, а как состояния ума, постоянно влияющие на человека. На протяжении всей вашей жизни изо дня в день комбинация трёх гун (качествообразующих сил природы) окрашивает ваши мысли, чувства и действия и определяет качество вашей жизни. Этими гунами являются саттва (чистота и гармония), раджас (энергия и внешняя сторона активности) и тамас (вялость и инерция). Поскольку они действуют посредством ума, на ум и нужно нацелить всё своё внимание, чтобы достичь Просветления. Нет нужды ждать, пока идеальные внешние условия придут к вам на помощь. Вы можете достичь наивысшего в любое время и в любом месте.

Каждый день вы проживаете четыре юги. Рано утром ваш ум спокоен и расслаблен. После занятий джапой и медитацией вы полностью находитесь под влиянием позитивных ассоциаций, а следовательно, находитесь в Сатья-юге, Эпохе Истины, в которой постоянно пребывает мудрец.

Но постепенно влияние саттвы ослабевает, и, пока вы занимаетесь повседневными делами, вашим умом начинает всё больше овладевать раджас. И хотя ваше внутреннее состояние может всё ещё оставаться гармоничным и спокойным, а дела, которыми вы занимаетесь, продолжают увлекать вас, вы «опускаетесь» в эпоху Рамы, в Трета-югу. В Трета-юге раджаса больше, чем саттвы, однако саттва ещё может доминировать над ним и направлять ум, чувства и действия в позитивное русло.

В течение дня вы всё больше вовлекаетесь в материальный мир, который для решения повседневных дел требует больше раджаса и тамаса, и таким образом вы оказываетесь в Двапара-юге, времени Кришны, Пандавов и Кауравов. Когда же умом начинает овладевать тамас, вас охватывает желание решать свои дела всеми правдами и неправдами; здравый смысл покидает вас, и вы попадаете под влияние алчности, зависти и эгоизма. Тогда вы погружаетесь в самую низшую из юг, в Кали-югу, эпоху самую мрачную, в которую жил Будда и которая продолжается поныне.

У каждой гуны есть свои положительные и отрицательные стороны. Повседневная жизнь, как и духовная, требует наличия всех трёх гун саттвы, раджаса и тамаса – в разумных пропорциях. Позитивная сторона тамаса заключается в том, что она даёт вам возможность расслабиться и предаться сну. С другой стороны, под негативным влиянием тамаса вашим умом могут завладевать такие нежелательные побуждения, как месть, зависть или лень. Позитивный раджас позволяет вам эффективно выполнять работу, тогда как негативный раджас побуждает всё время отвлекаться, что рассеивает вашу энергию. Позитивная саттва позволяет вам заниматься самоанализом, медитировать и осознавать, что источником подлинного счастья является исполненное блаженства Высшее Я, пребывающее в вашем собственном сердце. С другой стороны, негативная саттва ведёт к привязанности и зависимости от обстоятельств и людей, которые, как вы ошибочно полагаете, являются для вас источником счастья и спокойствия.

Все четыре юги вращаются в вашем уме, проявляя себя в разных настроениях, вам же необходимо научиться распознавать гуныи использовать их для вашего духовного прогресса. Искусство здесь заключается в том, чтобы уметь усиливать положительные стороны каждой из гун и неуклонно, настойчиво уменьшать влияние их негативных сторон, всегда стремясь к Сатья-юге – наивысшему уровню постижения Трансцендентного Я. Глава 14 «Гиты»– «Йога разделения трёх гун» – даёт вам высокие инструкции, как стать тригуна титтой, тем, кто, достигнув цели жизни – Просветления, превзошёл все гуны.

“International Yoga Guide” Volume 56: NO. 5, January 2019