Февраль 2023

Беседы у озера

Вопрос. Если кармы определяют нашу жизнь, то в чём состоит задача Божественного Плана?

Свами Джьотирмайянанда. Задача Божественного Плана состоит в осуществлении закона причинно-следственной связи: чтобы каждый человек неукоснительно получал то, что он заслужил в результате своих действий. Кармы служат цели возвышения души. Для того чтобы карма принесла свой плод, необходимо стечение многих обстоятельств. Образно говоря, если ваша карма предполагает, что вы должны набить шишку, когда идёте по саду, то в это время на ветку дерева должна запрыгнуть белка, ваша голова должна оказаться точно в тот момент и в том месте, где плод от сотрясения должен упасть и всей своей тяжестью обрушиться вам на голову. Подумайте обо всех этих деталях! Пример, конечно, шутливый, но на самом деле это вовсе не шутка.

Теперь рассмотрим проявление кармы. Предположим, что в действие приходит негативная карма, заставляя вас упасть с большой высоты. Если карма не является абсолютно негативной, то вы упадёте в телегу с цветами. Кто это устроил? Это устроил Бог. Каждое кармическое действие контролируется Дланью Бога. За каждым обстоятельством стоит причина, вызвавшая его, и вам предстоит её обнаружить.

Когда ваш ум находится в высоко продвинутом состоянии, ваша воля больше не связана кармой. Скорее, вы развиваете волю к достижению Просветления. На этой стадии ваши васаны (тонкие желания) истончаются, и вместо того чтобы просто реагировать на одну ситуацию за другой, вы начинаете очищать сердце (читта-шуддхи). Чем чище сердце, тем сильнее оно притягивает Божественную Милость. Когда это происходит, многое меняется. Ваши кармы (действия) естественным образом становятся позитивными. И пока хорошие кармы «плодоносят», внутренне вы начинаете выходить за их пределы: «Я (эго) не деятель».

По мере очищения вы развиваете способность нейтрально относиться как к невзгодам, так и к процветанию. Ваш ум обретает качество саматвы, невозмутимости. Состояние вашего ума остаётся спокойным независимо от обстоятельств. Поэтому ваша карма перестаёт быть определяющим фактором. Карма Шри Рамы не определяла его действия. Его отправили в лес, но он никогда не считал эту ситуацию результатом плохой кармы. Хотя карма разворачивается, вы преодолеваете её. Это и есть цель. Достижение этой цели не является результатом кармы, но внутреннего понимания, преданности и устремления к Богу.

Вопрос. Не могли бы вы подробнее остановиться на формуле: действие (карма) + сосредоточенное действие (викарма) = неделание (акарма).

Свами Джьотирмайянанда. Акарма (неделание) – это отсутствие кармы, что является природой Брахмана, Абсолютной Реальности. В высшем состоянии Самореализации нет никакой кармы – ни сакамья- кармы (действия с желанием получить результат), ни нишкамья-кармы (действия без желания получить результат). Наличие кармы подразумевает, что душа зависит от мира времени и пространства и отождествляется с личностью.

Викармы – это особые действия, требующие полной вовлечённости ума в совершаемое действие. Когда вы сочетаете бхакти (преданность Богу), джапу (повторение Божественного имени), медитацию и размышления с ежедневными действиями (свадхармой), то эти викармы превращают ваше действие в нишкамья-карму – действие, которое очищает ваше сердце. По мере очищения сердца, действие становится Карма-йогой, которая в конечном итоге приводит вас к Самореализации, состоянию акармы (неделания или отсутствия кармы).

Хотя просветленный Мудрец и находится в этом блаженном состоянии акармы, его действия в относительном мире, продиктованные его прарабдха-кармой, будут чрезвычайно динамичными. Полное отсутствие эгоистического чувства «исполнителя» делает все действия Мудреца высокопродуктивными и имеющими огромную ценность для преобразования человечества.

“International Yoga Guide” Vol. 60, No. 6, February 2023




...

События и новости
2024-03-05С праздником Махашиваратри!

Ом Намах Шивайя! Коллектив Школы йоги Парашакти сердечно поздравляет друзей нашего сайта с праздником Махашиваратри, «Великой ночью Шивы», главным праздником последователей шиваизма, одного из трёх главных направлений индуистской религии. Он отмечается ежегодно за одну ночь до новолуния в феврале-марте постом, всенощным бдением, пением бхаджанов и киртанов, медитацией и поклонением Шиве как Махешваре, «Великому (личностному) Господу», Первичной Душе.

Наши занятия