Июнь 2021

Беседы у озера

Вопрос. «Медитация в действии» – это термин, часто используемый теми, кто объясняет свою неспособность сидеть на месте. В какой момент человек действительно становится способным к «медитации в действии»?

Свами Джьотирмайянанда. Существует три уровня практики медитации. Идеальным началом является медитация и действие. По мере того как практика медитации совершенствуется, вы начинаете осознавать цель медитации в действии (чтобы посредством Интегральной йоги осуществить 4 жизненные цели: Дхарму, Артху, Каму и Мокшу). Продвигаясь ещё дальше, вы начинаете осознавать медитацию вне действия.

Прежде всего, научитесь искусству медитации и действия, рассматривая их как отличные друг от друга вещи. Техника этой медитации заключается в том, чтобы принять удобное сидячее положение, закрыть глаза, отстранить ум от всего внешнего и удерживать в голове только одну мысль. Этот метод требует, чтобы вы не занимались двумя делами одновременно. Например, закрыв глаза и медитируя, не занимайтесь рукоделием. Чётко разделяйте эти дела. Во время медитации вы не должны заниматься ничем посторонним.

По мере того как вы будете продвигаться в своей практике, ваш ум обретёт способность сосредотачиваться настолько хорошо, что вы сможете поддерживать внутреннюю медитацию постоянно. Когда вы заняты работой и полностью поглощены ей, ваше «я» перестаёт самоутверждаться. Вы не замечаете окружающую обстановку и, если кто-то вдруг подходит к вам и начинает грубить, это не выведет вас из равновесия, ибо ваша медитация внутренне защищена. Медитация обеспечивает вам своего рода иммунитет. Хотя ваш разум в первую секунду может и отреагировать на эту грубость, он быстро приходит в равновесие, и вы понимаете, что в такой реакции не было необходимости. Вы можете контролировать свой гнев. Если вы действительно можете это делать, вы находитесь в непрерывной медитации, потому что медитация – это способность постоянно поднимать ум над облаками непредвиденных обстоятельств (замешательства и т.д.).

Некоторые вещи, которые обычно расстраивают и печалят вас, время от времени неожиданно происходят в вашей жизни, например, несчастный случай, неудачная деловая сделка или что-либо подобное. Если вы наблюдаете за поведением ума и его реакциями в такие моменты и делаете это постоянно, вы получите бессознательный контроль над умственным процессом. Вы приобретёте способность на бессознательном уровне поднимать свой разум над неприятностями даже в самый их разгар. Этот навык помогает вам пребывать в постоянной медитации. В результате, когда вы занимаетесь какой-либо деятельностью, вы больше не чувствуете противоречия между вами и стоящей перед вами в данный момент задачей. Скорее всего, вы испытаете большую радость.

Когда человек очень счастлив, ему хочется петь – и он поёт. Если вы неверно понимаете суть медитации, вы можете сказать ему: «Зачем утомлять свой голос пением? Разве вы не знаете, что пение – это действие, а действия напрягают ум? Поэтому стоит ли петь?» Он поёт, потому что этим выражает свою радость. Подобным образом, когда вы достигаете стадии медитации в действии, действие становится выражением вашей внутренней, душевной радости. Через действие человек начинает ощущать своё единство с Вселенской Реальностью; возникает чувство того, что он служит Богу и находится под покровительством Вселенской Воли.

Далее возникает чувство созидательности. Действие, которое вы раз за разом совершаете, перестаёт восприниматься вами как «одно и то же», хотя может показаться, что оно остаётся прежним. Вы откроете для себя более глубокую перспективу Карма-йоги (бескорыстного служения). И тогда ваш ум погружается в медитацию.

По мере дальнейшего продвижения вперёд вы продолжаете медитацию в действии. Постепенно вы обнаруживаете, что ваш медитативный ум утверждает себя на каждой стадии вашего опыта и таким образом начинает преобладать в вашей повседневной жизни. Вы приходите к точке, когда больше нет различия между вашей медитацией и вашей жизнью. Вы осознаёте, что действие осталось позади. Жизнь становится чистым, свободным потоком вашего существования и превращается в игру и забаву.

Действие вызывает напряжение лишь тогда, когда в него вовлечено эго, поскольку эго всегда чего-то ожидает. Оно думает, что, если делу придать какой-то новый импульс и оно пойдёт как-то по-другому, это сделает человека счастливее, чем он чувствует себя на настоящий момент. Но высший медитативный ум открывает вам тот факт, что радость – глубоко укоренившееся внутри, бесконечное Блаженство – всегда присутствует здесь и сейчас. Поэтому вы действуете как хозяин положения. Ваши действия – это спонтанное выражение радости. Если вы попросите физически слабого человека вскочить и начать танцевать, ему будет тяжело это сделать – и это станет для него наказанием. Но человек, полный жизненных сил, вскакивает, поёт и танцует, движимый импульсами чистого Блаженства.

Поэтому начинайте с медитации и действия. Переходите к медитации в действии. И наконец добейтесь медитации без действия.

“International Yoga Guide” Vol 58, No. 10, June 2021




...

События и новости
2016-10-07ОМ ШРИ ДУРГАЯЙИ НАМАХА!

Школа йоги «Парашакти» поздравляет всех йогинь и йогинов России с праздником Дасара (Наваратри)!


Дасара, или Нава-Ратри Пуджа (Почитание Бога как Матери), один из главных индуистских священных праздников во многих частях Индии известный как Дурга Пуджа. Это очень важный с духовной точки зрения праздник и один из самых долгих, длящийся десять дней в осенний период (сентябрь-октябрь). В этом (2016) году его празднование приходится на первую декаду октября. В последние годы Дасара празднуется и в странах Запада, где йогическая культура очень быстро развивается. Нава-Ратри Пуджа дословно означает «поклонение, длящееся девять дней и заканчивающееся на десятый».
Наши занятия