Февраль 2021

Беседы у озера

Вопрос. Каким образом можно избавиться от горестей (afflictions)?

Свами Джьотирмайянанда. Согласно философии йоги, существуют пять основных клеш (kleshas), или горестей, которые препятствуют раскрытию сущностной природы человеческой души. Таковыми являются неведение (авидья), эгоизм (асмита), привязанность (рага), ненависть (двеша) и страх смерти или цепляние за жизнь (абхинивеша).

Эти горести проявляются особенно интенсивно, если вы на пути личностного развития не придерживаетесь плана рационального исследования своего «я». Если вы не интегрируете свою личность (не приводите в гармонию разум, волю, эмоции и действие), то клеши будут продолжать укрепляться в вас.

Важно знать, в каком состоянии находятся клеши в вашем разуме. Если вы даёте своим клешам свободно проявляться, если они находятся в очень грубом (неуправляемом) состоянии, то они носят название удара («развёрнутые»). В этом случае эти клеши становятся преобладающими и охватывают весь разум – сознание и бессознательное. Подобно тому как заброшенное озеро постепенно заполняется всеми видами органических веществ озёрных отложений – гниющими растениями, дохлой рыбой, водорослями, илом, – так же точно и «оставленный без присмотра» разум заражается множеством негативных комплексов.

Если вы хорошо спланируете и будете сознательно и методично практиковать метод Карма-йоги, вы начнёте развивать в себе способность подавлять клеши и заменять жёсткие, явно выраженные, более мягкими. Такое состояние клеш называется вичхинна («подавленное»).

Искоренить клеши в одночасье невозможно, как бы вы ни старались. Однако, занявшись этим, вы по крайней мере начинаете их постепенно подавлять. Например, кто-то вывел вас из себя, и вы готовы вот-вот разразиться гневом. Но вместо этого вы, стиснув зубы, сдерживаете себя и начинаете говорить в мягком тоне. Эта способность подавлять клеши и замещать их меняет образ вашего мышления и ставит клеши в определённые рамки.

Идём дальше. Если вы вдруг оказываетесь в подавленном (вичхинна) состоянии, вы замечаете, что негативная мысль всё больше захватывает и омрачает ваш разум, – и всё начинает видеться в негативном свете. В тот момент, когда вы думаете о человеке или о чём-то другом негативно, вы начинаете негативно воспринимать все его стороны. Но когда ваш ум настраивается на позитивный лад, вы вдруг ощущаете, что все негативные чувства оставляют вас. Когда ум настроен позитивно, негативные впечатления продолжают присутствовать на бессознательном уровне, но они находятся в подавленном состоянии – подавленном позитивным настроем. Точно так же все впечатления радости и привязанности подавляются, когда в разуме поселяются ненависть и горечь. Таким образом, следя за состоянием клеш, вы начинаете понимать, как разум мечется между положительным и отрицательным.

По мере того как вы продвигаетесь в практике медитации и очищения ума, вы приходите к третьему состоянию, называемому тану («ослабленному»), когда наличие в разуме грубых загрязнений значительно уменьшается. Разум становится целостным и спокойным. Многие гниющие водоросли были обрезаны, большая часть омертвевших веществ удалена, вода в озере была значительно очищена, и весь процесс дальнейшего разложения в значительной степени контролируется. Однако семена клеш продолжают оставаться.

Если вы, достигнув устойчивого душевного равновесия и умственного покоя, ограничитесь достигнутым и прекратите практику, полагая, что всё, что было необходимо, вы уже сделали, тогда те клеши, которые сейчас существуют в виде тонких семян, начнут прорастать и проявляться.

Клеши подобны ядовитым змеям, содержащимся в холодильнике. Когда змей помещают в холодную среду, их активность полностью прекращается. В этом состоянии их вполне можно принять за безвредные веревки. Но если переместить их в тёплые условия, дать им немного молока, они снова начнут шипеть. Точно так же, когда вы настойчивыми усилиями контролируете определённые мысли и негативные наклонности ума, вы лишаете клеш возможности проявляться. Они остаются бездействующими. Но как только вы ослабляете свои усилия и даёте уму свободу выражать негативные мысли, клеши снова начинают заявлять о себе. Спящие семена прорастают.

Ещё более совершенное и конечное состояние называется дагдха («сгоревшее»). Это означает, что через интеграцию своей личности и медитативные усилия вы развиваете способность интуитивного знания своего Я. Это знание действует как огонь. Хотя семена всё ещё сохраняются, интуитивная мудрость опаляет их, лишая возможности когда-либо прорасти – и тем самым болезнь реинкарнации излечивается.

Следовательно, в процессе устранения клеш необходимо использовать три метода. Карма-йога (йога действия) удаляет грубые загрязнения. Раджа-йога (йога медитации) и Бхакти-йога (йога благочестия) удаляют тонкие загрязнения, которые держат ум в рассеянном состоянии. Джняна-йога (йога мудрости) приоткрывает завесу неведения. Чтобы уничтожить самые грубые и истомить самые тонкие формы клеш, духовный подвижник должен практиковать все эти методы йоги.

“International Yoga Guide” Vol. 58, No. 6, February 2021

*Прим. перев. Для дальнейшего изучения клеш см. книгу Владимира Афанасьева (Теджиндера) «Йога-сутры Патанджали. Адаптированный практический комментарий», изд. Амрита-Русь, М., 2014, с. 63–78.



...

События и новости
2016-10-07ОМ ШРИ ДУРГАЯЙИ НАМАХА!

Школа йоги «Парашакти» поздравляет всех йогинь и йогинов России с праздником Дасара (Наваратри)!


Дасара, или Нава-Ратри Пуджа (Почитание Бога как Матери), один из главных индуистских священных праздников во многих частях Индии известный как Дурга Пуджа. Это очень важный с духовной точки зрения праздник и один из самых долгих, длящийся десять дней в осенний период (сентябрь-октябрь). В этом (2016) году его празднование приходится на первую декаду октября. В последние годы Дасара празднуется и в странах Запада, где йогическая культура очень быстро развивается. Нава-Ратри Пуджа дословно означает «поклонение, длящееся девять дней и заканчивающееся на десятый».
Наши занятия