Апрель 2023

Беседы у озера

Вопрос. Не могли бы вы объяснить разницу между Ишвара-шришти (творением Бога) и джива-шришти (творением человека)?

Свами Джьотирмайянанда. Ишвара-шришти – это общая для всех людей повседневная реальность, такая как земля, небо, горы, восход солнца и дуновение ветра. Ишвара-шришти следует законам Природы; поэтому говорят, что всё это принадлежит Богу, или Ишваре.

Джива-шришти, с другой стороны, – это всё то, что переживает обусловленный ум человека: ментальные ограничения, иллюзии, симпатии и антипатии и так далее.

Например, прогноз погоды говорит, что завтра будет дождь. Это основано на Ишвара-шришти. Ваша реакция на дождь – это джива-шришти. Вы можете подумать: «Плохие новости, как же я не люблю пасмурные, дождливые дни!». Но, если вы фермер и ваши посевы зачахли, вы обрадуетесь, узнав, что прогноз погоды предвещает дождь.

Как индивидуальная душа, или джива, вы имеете дело с двумя аспектами реальности: вашим внутренним, субъективным миром, созданным вашими тонкими желаниями (васанами), и внешним, объективным миром, который подвержен бесчисленным интерпретациям со стороны всех людских душ. Когда же вы достигаете Просветления, вы выходите за пределы обусловленного ума. Ваш интуитивный ум проникает сквозь имена и формы и позволяет вам видеть мир таким, каким его видит Бог.

Вопрос. Вовлечена ли карма в джива-шришти?

Свами Джьотирмайянанда. Да. Именно индивидуальная душа (джива) создаёт кармы. Поэтому, если человек в прошлом совершал дурные поступки, его личное творение (джива-шришти) полно боли; когда же его действия неизменно позитивны, его джива-шришти улучшается. Однако такое улучшение дел все ещё продолжает происходить в царстве индивидуальной души, царстве Майи (Космической Иллюзии). Поэтому оно не вызывает никакого улучшения в Ишвара-шришти, творении Бога, Который находится за пределами Майи.

Ишвара, или Бог-Творец, создал мир посредством Майи. Поэтому мир не реален, не Абсолютен. Однако Майя остаётся реальной для развития человека, чей ум обусловлен неведением. В царстве Майи человек сталкивается как с видьей (знанием), так и с авидьей (неведением). Если вы продолжаете усиливать своё эго, неведение (авидья) становится доминирующим фактором – и вы из тьмы погружаетесь в ещё большую тьму. Если же ваше эго растворяется в свете знания (видья), вы движетесь от тьмы к свету. Однако пока вы не достигнете Просветления, все ваши действия – будь то движение к свету или во тьму – всё ещё происходят в царстве Майи (Космической Иллюзии), и Закон Кармы продолжает определять то, как вы смотрите на мир и каким видите его.

“International Yoga Guide” Vol. 60, No. 8, April 2023



...

События и новости
2024-03-05С праздником Махашиваратри!

Ом Намах Шивайя! Коллектив Школы йоги Парашакти сердечно поздравляет друзей нашего сайта с праздником Махашиваратри, «Великой ночью Шивы», главным праздником последователей шиваизма, одного из трёх главных направлений индуистской религии. Он отмечается ежегодно за одну ночь до новолуния в феврале-марте постом, всенощным бдением, пением бхаджанов и киртанов, медитацией и поклонением Шиве как Махешваре, «Великому (личностному) Господу», Первичной Душе.

Наши занятия