Сентябрь 2020
Беседы у озера
Вопрос. Как согласовать эти два утверждения:
«Если вы плохо выполняете свои обязанности и думаете, что судьба автоматически будет благосклонна к вам, то со временем вас ждёт разочарование». (Из лекции Свами Джотирмаянанды о собственных усилиях).
«Не прилагайте усилий относительно работы: работать вам или не работать; ваши усилия – это рабство. То, чему суждено случиться, случится. Если вам суждено не работать, вы не будете работать, как бы ни стремились к этому. Если же вам суждено работать, вы не сможете избежать этого; вы будете заниматься этим в любом случае». (“Maharshi’sGospel: WorkandRenunciation”, byRamanaMaharshi).
Ответ. Первое утверждение относится к духовному искателю, который должен приложить собственные усилия, чтобы улучшить условия для своего развития. Второе утверждение относится к совершенному Мудрецу, который осознаёт связь своей воли с Космической Волей, и, следовательно, видит каждую ситуацию в мире так, как океан видит всплеск и падение своих волн; он безучастен к внешним событиям. Но, несмотря на внутреннюю непривязанность, Мудрец с практической точки зрения всегда использует собственные усилия.
Изучите жизнь Раманы Махарши. Ему пришлось приложить все усилия, чтобы найти подходящие условия для практики медитации и самадхи. Ему пришлось бороться за то, чтобы потом насладиться победой в виде Самореализации.
По мере того как собственные усилия постепенно трансформируются в мистическое движение к Освобождению, чувство эго теряет свою силу и возрастает признание Космического Я. То, что было усилием с точки зрения эго, не требует усилий с точки зрения Космического Я.
Если бы эго попыталось отказаться от всех своих усилий, это было бы само по себе усилием. Эгоистическая свобода от усилий – это не что иное, как лень и пассивность, ведущие к разочарованию и созданию психических комплексов.
Вопрос. Знает ли дживан-мукта (Мудрец, достигший Освобождения при жизни), какой объём прарабдха-кармы (кармического плана на текущую жизнь) ему осталось испытать?
Ответ. Он может это знать. Но, с другой стороны, у него нет причин желать этого. Иногда раджа-йог, не являющийся дживан-муктой, может использовать определённую технику, чтобы узнать, сколько ему осталось жить в настоящем воплощении. В принципе, практикуя эту технику, любой может получить такое знание. Однако у дживан-мукты нет причин получить эту информацию. Его не волнует, когда он умрёт или как долго он проживёт.
“International Yoga Guide” Vol 58, No. 1, September 2020
...
Хари Ом Тат Сат!
Дорогие мои ученики и благословенные читатели сайта Школы йоги «Парашакти»!
Сердечно поздравляю всех вас и ваши семьи с Новым 2025 годом!