Март 2019
Беседы у озера
Вопрос. В чём заключается разница между джарой (инертностью) и Чайтаньей (Абсолютным Сознанием)?
Ответ. Джара не осознаёт саму себя, а также не осознаёт ничего другого. Посмотрите на тысячи булыжников вдоль реки, с незапамятных времён лежащих друг возле друга, и, несмотря на это, они за всё это время и слова не сказали друг другу. Чайтанья же это то, что осознаёт и себя, и других. Чайтанья – это сознание. Сознание (присущее даже муравью) по своей природе радикально отличается от камня. Это Сознание и есть основной вопрос духовности.
Сознание действует на уровне чувств, ума (mind) и интеллекта (intellect). Но Сознание как таковое подобно Свету, освещающему чувства, ум и интеллект. Поэтому, когда вы исследуете сознание, вы фактически исследуете Чит, Чайтанью, Брахмана, т.е. Абсолютное Сознание. Джара – это тоже Брахман, но воспринимаемый через Майю (Космическую Иллюзию). Мир населён живыми, разумными существами, но в нём есть также и горы, реки и другие формы инертной материи. В высшем смысле слова инертная материя – это Майя, а сознание – это Реальность. Изучение веданты даёт возможность полностью прояснить этот вопрос. Проще говоря, вы живы пока в вас есть сознание. В мёртвом же теле сознание отсутствует, а, стало быть, оно инертно.
Вопрос. Не могли бы Вы объяснить, почему моха [обманчивость, заблуждение] порождает жестокость?
Ответ. Моха и мамата (чувство «моё») присущи человеческой природе. Но то, что естественно, недостаточно для Просветления. По мере своего развития вы трансформируете моху (это присущее вам качество) в Божественную Любовь, прему (prem).
В мире майи (космической иллюзии) моха и мамата позволяют вам выполнять свои повседневные обязанности в отношении людей, зависящих от вас. Давайте представим, что некто подходит к женщине с ребёнком на руках и говорит: «Этот ребёнок был вашим врагом в прошлой жизни». Если бы моха отсутствовала, мать могла бы не отдавать ребёнку все свои силы, как она это делает, проявляя заботу о нём. Но под влиянием мохи она воспринимает этого ребёнка столь очаровательным, столь желанным для неё.
По мере роста духовного понимания изменяются моха и мамата (обманчивая привязанность к дорогим вам людям), уступая место преме (божественной любви). Мать поймёт, что её ребёнок, когда вырастет, должен будет пойти своей дорогой. Её роль в том, чтобы помочь ему стать на ноги, а не мешать развитию его способностей и другого потенциала в угоду себе: своим нуждам и личным интересам. Помогая на этой основе душе развиваться, вы переходите от мохи к преме. Со временем вы осознаете, что на самом деле существует только одна любовь: любовь к Богу, Источнику всякой любви.
Как индивидуальная душа вы должны пройти в этом мире путь мохи и маматы, чтобы достичь состояния джняны (мудрости) и бхакти (благочестия). Без такого понимания моха и мамата могут привести к жестокости и деградации личности, что лишит вас, а также близких вам людей истинной радости жизни.
“International Yoga Guide”. Vol. 56, NO. 7, March 2019