Апрель 2022
Беседы у озера
Вопрос. Когда джняна-йогам открывается интуитивное знание, испытывают ли они наряду с этим любовь и преданность Богу, а когда бхакти-йоги пребывают в состоянии всеобъемлющей любви, обретают ли они одновременно с этим интуитивное знание? Или каждый из них должен сначала достичь Самопознания?
Свами Джьотирмайянанда. Процесс духовного развития идёт по четырём направлениям: воли, чувств, разума и действия. Вы продвигаетесь по этим четырём направлениям одновременно, хотя акцент можете делать на каком-либо одном из них.
Вы можете быть карма-йогом на протяжении всей своей жизни, но внутренне вы будете также совершенствоваться как бхакта и как джнани. Точно так же, если вы склонны развивать душевную сторону своей природы или делаете упор на медитацию, ваш разум также будет совершенствоваться, становиться более тонким, возможно, даже без вашего ведома или осознания этого факта, и вы будете всё глубже и глубже постигать суть вещей. Истинный бхакта автоматически становится великим философом. Вы не сможете успешно продвигаться ни по одному из путей йоги в отрыве от других трёх. Необходим баланс и интеграция всех четырёх путей.
Рамакришна, который следовал путём любви и преданности Богу, был великим учителем философии веданты. Он достиг высшей степени утончённости разума посредством силы любви и преданности. С другой стороны, Шанкарачарья, шедший путём мудрости, достиг невообразимых высот благочестия (devotion). Когда интеллект обретает особую утончённость, поверхностные чувства перестают возникать в сердце; оно становится источником спонтанно возникающих и бьющих волнами Божественных чувств.
Итак, согласно священным текстам, человеческая личность формируется и развивается на четырёхсторонней основе (воля, чувства, разум и действие). На практике же все четыре пути синхронизируются; вы не сможете продвинуться вперёд, если все четыре пути развития не интегрированы в вас самих.
Вопрос. Многие начинающие задают такой вопрос: «Если этот мир сон, то почему человек должен прилагать какие-то усилия»?
Свами Джьотирмайянанда. Потому что человеку нравится просыпаться от неприятного сна! Этот мир определённо не является радостным сном, и человек должен прилагать постоянные усилия к тому, чтобы пробудиться от него. Чем настойчивее эти усилия, тем обильней, в качестве помощи, нисходит на него Божественная Милость.
Философия веданты говорит о трёх типах реальности:
1)обыденная реальность, которая поддерживает повседневную жизнь человека;
2)кажущаяся реальность, выражающаяся, например, в сновидческой иллюзии;
3)Трансцендентная Реальность, которая есть Брахман, или Абсолют. Она должна быть осознана посредством интуитивного видения.
Согласно ведантической философии, мир – это иллюзия, подобная сну, когда, образно говоря, безобидная веревка в полумраке принимается за змею. Даже современные учёные придерживаются аналогичной точки зрения: мир не совсем таков, каким его воспринимают органы чувств.
Чтобы пробудиться от сна феноменального мира, человек должен стремиться очистить свой ум с помощью Карма-йоги (действия), устранить отвлекающие факторы подсознания с помощью поклонения Богу и медитации и посредством этого преобразовать разум в интуицию. Когда духовный искатель прилагает такие поистине священные усилия через Интегральную йогу, радость награды превосходит всякое умственное воображение!
“International Yoga Guide” Vol. 59, No. 8, April 2022
...
Школа йоги «Парашакти» поздравляет всех йогинь и йогинов России с праздником Дасара (Наваратри)!
Дасара, или Нава-Ратри Пуджа (Почитание Бога как Матери), один из главных индуистских священных праздников во многих частях Индии известный как Дурга Пуджа. Это очень важный с духовной точки зрения праздник и один из самых долгих, длящийся десять дней в осенний период (сентябрь-октябрь). В последние годы Дасара празднуется и в странах Запада, где йогическая культура очень быстро развивается. Нава-Ратри Пуджа дословно означает «поклонение, длящееся девять дней и заканчивающееся на десятый».