Февраль 2024

Путешественник в Вечности

Шри Свами Джьотирмайянанда

Я Путешественник в Вечности!
Подобно сияющему солнцу
Я путешествую по Бесконечности,
Ослепительно сверкая своим великолепием!

Мгновения перетекают в дни,
Дни перетекают в месяцы,
Месяцы переходят в годы,
Годы сливаются в века,
А века перетекают в кальпы*.
Колесо времени катится дальше,
Творя и разрушая
Даже звёзды и планеты.

И это Время растворяется передо Мной,
Как туман, что тает
Перед лучами солнца!

Я осушил океан
Мироздания.
Я преодолел смерть и двойственность.
В Самом Себе Я пребываю
Всегда и навечно!

International Yoga Guide. Vol. 61, No. 6, February 2024

* Кальпа («мировой период», «эра»; «правило»; «порядок»). Согласно одной из космологических версий, основанной на древних пуранах и дхарма-шастрах, кальпа, или «день Брахмы (Творца)», представляет собой колоссальный по продолжительности период времени, равный 4320 млрд «солнечных» («человеческих») лет или 12 млн «божественных лет» (один божественный год равняется 360 солнечным годам). День Брахмы, называемый также Маха-юга («великая юга»), состоит из четырёх циклично сменяющих друг друга юг: Сатья-юги (или Крита-юги), Трета-юги, Двапара-юги и Кали-юги, причём Сатья-юга – самая долгая, а Кали-юга – самая короткая. Эти эры часто сравнивают с временами суток: Сатья-юга – это утро, период яркого света и духовной просветлённости, Трета-юга – это послеполу­денное время, Двапара-юга сопоставляется с вечером, а Кали-юга – с ночью, самой тёмной частью суток.

Наряду с «днём Брахмы» существует и «ночь Брахмы», причём, ночь Брахмы, как и день Брахмы, длится 4320 млрд солнечных лет. Таким образом, сутки жизни Брахмы равняются 8640 млрд солнечных лет или 24 млн божественных лет. В этом более широком контексте под кальпой пониматься и вторая (ночная) половина суток Брахмы, а также сами сутки Брахмы.

Согласно другой системе индуистских космогонических расчётов длительности юг, также широко распространённой и считающейся «традиционной», Маха-юга равняется 4 320 000 солнечных лет или 12 000 «божественных лет» (один божественный год, как мы уже знаем, равняется 360 солнечным годам). Сатья-юга длится 1 728 000 солнечных лет, Трета-юга — 1 296 000 лет, Двапара-юга — 864 000 лет, а Кали-юга — 432 000 лет. (По другому расчёту, одна Маха-юга равняется примерно двум миллионам солнечных лет).

Существуют различные схемы, дающие представление о мировых периодах. Одна из них выглядит следующим образом:

1 Маха-юга = 4 320 000 лет;

71 Маха-юга = 1 манвантаре, или ману (мы находимся в 28-й Маха-юге);

14 манвантар = 1 кальпе, или дню Брахмы (мы находимся в 7-й манвантаре);

2 кальпы («день» и «ночь») = 1 ахоратре, или суткам Брахмы;

360 ахоратр = 1 году Брахмы;

100 лет Брахмы = 309 173 760 000 000 солнечных лет, что составляет «одну жизнь Брахмы», или Вселенной. (Мы находимся на 51-м году жизни Брахмы текущего цикла.)

В конце первой половины кальпы,т.е. собственно «дня» Брахмы, наступает период «ночи», при котором и физический, и тонкий миры поглощаются причинным миром, где души и покоятся до следующего цикла кальпы. Это состояние «разрушения», «растворения» или «свёртывания» Космоса («ночь Брахмы»), называемое пралайя, лайя, или кальпанта («конец эры»), длится столько же, сколько и дневная половина кальпы. Этот вид пралайи называется наимиттика. Затем снова происходит сотворение тонкого и физического миров (сришти) и их эволюция (стхити).

По истечении же 36 тыс. кальп (периодов сотворения и растворения физического и астрального миров) происходит полное вселенское уничтожение, называемое Маха-пралайя («великая пралайя»), когда все три мира (физический, астральный и причинный), а также время и пространство с его бесчисленными формами и самим их Творцом, Брахмой, поглощаются Абсолютом.

Но и этим актом Божественная Игра (Лила) не заканчивается. По завершении Маха-пралайи начинается новый космический цикл уже нового, возродившегося Брахмы с его кальпами и пралайями, первичными и вторичными космическими циклами. И так, согласно учению индуизма, повторяется бесконечное число раз.

Тему космических циклов и феномена времени развивают многие древнеиндийские писания. Учение о кальпах имеет место и в буддизме.

Цикличность эволюционных и инволюционных процессов в Природе – композиционная основа божественной драматургии, или, образно говоря, основное «правило игры», определяющее ход событий как в космическом, так и в планетарном масштабе. Эту идею в ясной поэтической форме выразил Свами Джьотирмайянанда в своих стихах “The Cycle of Seasons” («Времена года») и “The Traveler in Eternity” («Путешественник в Вечности»).

Перевод и комментарий Владимира Афанасьева

При составлении комментария переводчик использовал следующие источники:

Ashim Kumar Roy, N. N. Gidwani A Dictionary Of Indology, vol. 2, Oxford & IBH Publishing Co., 1984, p. 257–258.

Satguru Sivaya Subramuniyasawami Dancing with Siva. (Hinduism’s Contemporary Catechism) написанная. Published by Himalayan Academy India; USA, 1979; third edition 1991, pp. 705–706.

Georg Feuerstein, Encyclopedic Dictionary Of Yoga, Paragon House, New York, 1990, pp. 168–169.

Swami Sivananda Yoga Vedanta Dictionary. The Divine Life Society, India. 1950; 2004, p. 67.

Индийскаяфилософия: Энциклопедия / Отв. Ред. М.Т. Степанянц; Ин-т философии РАН. — М: Вост. Лит.; Академический Проект; Гаудеамус, 2009, с. 429–431. («Summa»).



...

События и новости
2024-11-01Такой знакомый незнакомый ретрит

В небольшом, но уютном городке Горячий Ключ Краснодарского края с 18 по 20 октября прошёл очередной 28-й ретрит нашей Школы. Шесть часов занятий в новом для нас зале пансионата «Берёзка» вылились в тринадцать часов интенсивного погружения в тему ретрита: «Медитация… и не только». Как бы в знак одобрения нашему йогическому мероприятию Природа подарила нам на все три дня хорошую погоду: безветренную, комфортную по температуре и солнечную в день отъезда.

Наши занятия