Август 2019
Беседы у озера
Вопрос: Вы говорили о жизни домохозяина1 и пути отречения2. Как молодой человек, который, вероятно, однажды станет домохозяином, могу ли я попросить Вас рассказать мне о преимуществах семейной жизни и продолжает ли духовный искатель, или садхака, находясь в этих условиях, прилагать свои усилия к достижению конечной цели?
Ответ: Первое, что нужно знать, это то, что души находятся на разных уровнях развития. Многие души приходят в мир как гении, например, в музыке. Такому человеку нет нужды изучать основы музыки; он уже великий музыкант3; точно так же есть души, которые уже сдали экзамен на домохозяина, и они выросли из этой стадии развития. В этом случае они могут принять решение следовать санньясе, т.е. пути отречения, и стать санньяси даже в очень раннем возрасте.
Однако просто потому, что кто-то другой следует санньясе, не означает, что вы должны делать то же самое. Поразмышляйте над этим глубоко внутри себя, а затем следуйте Божественному руководству, исходящему оттуда. Не принимайте тот или иной образ жизни только потому, что он выглядит привлекательно. Если вы сомневаетесь, то должны принять то, что вам ближе всего, пока Бог не поведёт вас дальше. Если вы всё ещё не определились, быть ли вам домохозяином или отречься от мира, то вам следует выбрать жизнь домохозяина, поскольку, если вы обращаетесь к санньясе с мыслью, что жизнь домохозяина создаст вам гораздо больше проблем, вы не поймете реальной природы грихастхи (домохозяина) или санньяси (человека, отрёкшегося от мирской жизни). Жизнь санньяси сопряжена с большими проблемами. Грихастха замыкается главным образом на семейных делах, домашнем хозяйстве и т. д. в этом роде. Санньяси же ориентирован на весь мир! Весь мир иллюзии сваливается на его голову, и его энергия направлена на то, чтобы помочь всему человечеству. Так что выбор пути – это не простой процесс.
Быть идеальным домохозяином – значит продолжать интегрировать свою личность – свои суждения, чувства и действия – в домашних условиях. Вы развиваете силу, необходимую для общения с детьми, у которых вы учитесь смирению, жертвенности и способности приспосабливаться. На этом этапе жизни домохозяина вы узнаёте много уроков, которых вы не узнали бы самостоятельно. Реальности общественной жизни воспринимаются людьми как часть Божественного плана развития души. Этап жизни домохозяина может наделить вас всеми качествами, свойственными отречению, даже если вы не примете монашество. Царь Джанака не стал монахом, но он был больше, нежели любой санньяси. Его называют видеха (без тела). Важно не то, как вы выглядите, а то, что у вас внутри. В основе вашего развития лежат васаны (скрытые желания), а не ваша внешность.
“International Yoga Guide” Vol. 56, No. 12, August 2019
Примечания переводчика
1В русском языке принято употреблять слово «домохозяйка» без коррелята м. рода. По этой причине слово «домохозяин» (санскр. Garhasta) следовало бы заменить на более привычное нам в культурном отношении слово «семьянин». Тем не менее, в русской индологической литературе, в том числе справочной, устойчивым переводом термина «garhasta» является «домохозяин». Чтобы не выходить за рамки существующей нормы, мы сохраняем такой перевод и в нижеследующем тексте.
2Согласно древнеиндийской традиции, жизнь «дважды рождённого», т.е. человека, принадлежащего к трём высшим варнам, или кастам (брахманам, кшатриям и вайшьям), делилась на 4 стадии (женщины, а также шудры, как представители низшего сословья, из этого процесса исключались). Эти стадии обстоятельно изложены в авторитетном историческом источнике «Законы Ману», или «Манусмрити». Эти стадии суть следующие:
брахмачарья (ученичество и половое воздержание),
грихастха (семейная жизнь в миру; домохозяин, семьянин),
ванапрастха («жизнь в лесу»; «Когда домохозяин увидит у себя морщины, седину [в волосах] и детей у своих детей, пусть он тогда отправится в лес». “Законы Ману”, VI, 2*) и
санньяса (жизнь аскета, бездомного странника; «Проведя таким образом третью часть своей естественной жизни в лесу, пусть он тогда станет бродячим аскетом, отбросив всякую привязанность к мирским вещам». “Законы Ману”, VI, 33**).
*Цитируется по книге Ashim Kumar Roy, N. N. Gidwani “A Dictionary Of Indology”, vol. I, Oxford & IBH Publishing Co., 1984, p. 133.
** Ibid.
3Здесь Свами Джьотирмайянанда намеренно акцентирует внимание на кармической предрасположенности души к той или иной форме (музыкальной в данном случае) её творческого развития и выражения, опуская этап профессионального становления музыканта (обучения теории музыки, гармонии, основам исполнительского мастерства, музыкальной культуры и т.д.). На самом деле этап этот совершенно необходим для любого музыканта, каким бы талантливым и гениальным он ни был. Однако сами задатки таланта и гениальности, как правило, проявляются уже в самом раннем возрасте, и история знает множество таких примеров.