Август 2018

Беседы у озера


Вопрос. Многие священные писания говорят о необходимости быть «мёртвым по отношению к миру», быть совершенно непривязанными к нему, не придавать ему никакого значения, отвергнуть своё «я» и вести аскетический образ жизни. До какой степени это можно практиковать?

Ответ. Это можно практиковать до тех пор, пока человек не достигнет Самопознания. Что же касается ссылки на то, чтобы быть мёртвым по отношению к миру, то здесь вам прежде всего следует понять, что значит быть мёртвым. А это значит, что вы превзошли мир, освободились от всех карм и не озабочены более эгоистическими побуждениями. Это и есть цель, которую необходимо достичь, а с этим придёт и совершенная непривязанность, отрешённость (detachment).

Практика отрешённости, как и всякая иная духовная практика, осуществляется поэтапно. Все практики – лишь средства достижения цели, но в данном случае нужно понять, что подразумевается под практикой отрешённости. Например, вас попросят отречься от всего мира. Не вы и никто другой не сможет взять и в одночасье отвергнуть мир, отречься от него, поскольку отречение – это процесс, связанный с пониманием, и лишь когда понимание и вдохновение возрастают, высможете спонтанно всё больше и больше испытывать состояние отрешённости.

По мере продвижения вашей духовной практики вы приходите к пониманию того факта, что ваш интерес к внешнему миру обусловлен вашим эго. Представьте, например, такую ситуацию. В соседней от вас комнате два человека ведут беседу, и их голоса хорошо слышны.То, о чём они говорят, вас не интересует – вы глухи (мертвы) по отношению к ним. Но вдруг один из них упоминает ваше имя. И в тот же момент ваша глухота исчезает. Подобным образом вы можете практиковатьполную отстранённость от внешнего мира, как если бы вы были мертвы. Это и означает быть свободным от эго. Но как только эго заявляет о себе, у человека включаются все органы восприятия – он начинает слышать, видеть и т.д.

А поэтому, необходимо хорошо осознать, в чём заключается искусство бесстрастия (dispassion, вайрагья). Бесстрастие – это не физическая отрешённость, но, скорее, особое, очень тонкое состояние ума, когда он поднимается над мирским. Вы превосходите мир благодаря более глубокому осознанию вашего Высшего Я и проникновению в суть вещей. Когда вам открываются глубины океана, вы теряете интерес к волнам. Хотя волны и остаются, их реальность утрачивает для вас значение. Именно это мы и имеем в виду под выражением «быть мёртвым по отношению к миру». Мир чувств – это мир катящихся волн, а быть мёртвым по отношению к миру – это пребывать в океанских глубинах, ибо лишь там истинное Блаженство. Таким образом, вы ничего от этого не теряете.


Вопрос. Свамиджи, не могли бы Вы объяснить, что понимается под эго в ведантическом контексте?

Ответ. Высшее Я отражается в уме каждого человека и таким образом возникает центр эго. Когда ум ясен и спокоен, центр эго входит в общение с Высшим Я – и тогда человек становится кротким, беспристрастным, благочестивым, смиренномудрым, и это проявляется во всех его поступках. Однако, когда ум обременён комплексами, в человеке проявляется горделивость, эгоизм, высокомерие, жадность и привязанность как в действиях, так и в мыслях.Когда эго соединяется с ментальными комплексами, это ведёт к бесконечным страданиям. Когда же оно избавляется от них, то это позволяет человеку войти во вселенский поток жизни, а это и есть Освобождение.


Вопрос. Когда Вы говорите о ментальных комплексах, имеете ли Вы в виду читту?

Ответ. Читта, или ментальная субстанция, – это технический термин раджа-йоги. Ментальная субстанция является основой всех психических функций, а поэтому включает все комплексы подсознательного ума. Но когда читта очищена, в человеке проявляется Высшее Я.

InternationalYogaGuideVol. 55, NO: 12, August 2018





...

События и новости
2024-03-05С праздником Махашиваратри!

Ом Намах Шивайя! Коллектив Школы йоги Парашакти сердечно поздравляет друзей нашего сайта с праздником Махашиваратри, «Великой ночью Шивы», главным праздником последователей шиваизма, одного из трёх главных направлений индуистской религии. Он отмечается ежегодно за одну ночь до новолуния в феврале-марте постом, всенощным бдением, пением бхаджанов и киртанов, медитацией и поклонением Шиве как Махешваре, «Великому (личностному) Господу», Первичной Душе.

Наши занятия