Июнь 2024

Беседы у озера

На вопросы отвечает Свами Джьотирмайянанда

Вопрос. Существует ли разница между зеркалом ума (mind) и зеркалом сердца?

Ответ. В некоторых контекстах значение слов ум (mind) и сердце (heart) идентично. Однако другие контексты позволяют использовать их в разных смыслах. Если вы изучаете веданту и обучаете ей студентов, вы проводите различие между чувствами [сердцем] и умом. Даже когда вы употребляете термин «ум», вы на самом деле подразумеваете четыре его компонента:

1) «сознающий ум» (манас), который собирает все впечатления из внешнего мира посредством органов чувств;

2) интеллект/разум (буддхи), который даёт оценку воспринимаемой информации;

3) эго (ахамкара), или личностный принцип, который утверждает: «я» и «моё»;

4) «бессознательный ум» (читта), который хранит воспринятые впечатления. Все эти четыре компонента, вместе взятые, образуют «внутренний инструмент» души (антах-карану [antah-karana]).

Представьте себе черепаху, которая сначала вытягивает свои конечности, а затем убирает их под панцирь. Подобно черепахе, ваш «сознающий ум», интеллект, эго и «бессознательный ум» вытягивают свои конечности. Но по мере того как вы духовно развиваетесь, а ваш ум становится совершенно спокойным (exceedingly relaxed), эти «конечности» уходят внутрь. На этой стадии вы являетесь не чем иным, как сердцем. Однако когда ум занят постоянными расчётами, анализом и принятием решений, когда он активен и сосредоточен на внешнем мире, вы отдаляетесь от сердца и действуете с позиции четырехмерного ума.

Рассмотрим высказывание из Писания: “Ahar shuddhau sattwa shuddhih”.* Оно подразумевает, что, когда всё, процеженное (filtered) через ум и чувства, чисто (саттвично), человек воспринимает всё позитивно. Это и есть чистота чувств (саттва-шуддхи), при которой ваше сердце становится чистым, подобно голубому небу. Это состояние также называют читта-шуддхи. Читта-шуддхи – это не что иное, как чистота сердца, представляющая собой полностью очищенный ум.

Очищение ума достигает своего апогея, когда ум растворяется в сердце. Мышление достигает своего апогея, когда оно заменяется чувствованием внутренней реальности. Мышление подобно зуду, который требует внимания и действий. С другой стороны, когда ум растворяется в сердце, мышление уступает место чувству глубокого покоя и неподвижности.** Итак, ум – это проход к сердцу, а сердце – это реальность, скрывающаяся за умом.

* Полная цитата: “Ahar shuddhau sattwa shuddhih, sattwa shuddhau dhruva smritih, dhruva-smritau sarva granthmamo vipra mokshah”. Это означает: «Когда поток умственного и чувственного восприятия очищается, это и есть чистота сердца. Чистота сердца приводит к осознанию Абсолюта: “Я есмь Брахман”.Таким образом развязываются три узла сердца (авидьи – неведения, камы – тонких желаний, или васан, и кармы – действия)».


От переводчика:

** «Истинная сила человека не в порывах, а в нерушимом спокойствии».

Лев Толстой

«В человеке суетливом истинная природа не в силах проявить себя».

Хун Цзычен (XVII в.) –

китайский писатель, философ, поэт. Автор сборника афоризмов «Вкус корней», в котором проповедовал широту взглядов и веротерпимость.


Вопрос. Если все стремятся к счастью, почему так мало людей его обретает?

Ответ. Каждый хочет достичь истинного Блаженства. Но увы, люди ищут это блаженство в тенях своего Высшего «Я»: в условиях внешнего мира и мирских вещей, а не внутри себя. В этом методе поиска и кроется ошибка.

InternationalYogaGuide. Vol. 61, No. 10, June 2024



...

События и новости
2024-06-21С Международным днём йоги!

Йога – ответ на вызовы современного мира

Многие люди думают, что йог – это такой человек, который отринул мир и, забыв о его проблемах, сидит, уединившись, где-то в Гималаях в одной из пещер. Но это совсем не так. Действительно, йога призывает людей к отрешённости. Но отрешённость, как подчеркивается в йоге, не означает безразличия к миру. Скорее, это означает, что вы перестали полагаться на внешний мир и, усмирив свои чувства и ум, перестали зависеть от его реалий.

2024-06-21С Международным днём йоги!

Школа йоги Парашакти сердечно поздравляет всех йогинь и йогинов с Международным днём йоги! Желаем вам крепкого здоровья, процветания и успехов на духовном пути!

21 июня 2020 года досточтимый мудрец и йогин Свами Джьотирмайянанда в ознаменование Международного дня йоги выступил с лекцией "Be An Integral Yogi" ("Стань йогом интегрального пути"). С радостью делимся с друзьями нашего сайта ссылкой: https://www.yrf.org/iyd/

Международный день йоги

Ещё много веков назад мудрецы древней Индии постигли законы взаимодействия разума и тела и выработали методы установления гармонии между этими двумя основными инструментами человеческой души, без чего цели человеческой жизни — духовного освобождения — достичь невозможно. Развиваясь в течение тысячелетий и обретая новые формы, эти методы сложились в стройную систему Самопознания, получившую название ЙОГА.

Превосходит йогин аскетов,

йогин выше, чем тот, кто знает,

йогин выше, чем делатель жертвы;

устремляйся же к йоге, Арджуна!

«Бхагавадгита» 6-46

Наши занятия