Апрель 2018

Беседы у озера


Вопрос. Зависит ли духовный прогресс непосредственно от того, насколько саттвичен ум?

Ответ. Да. Гуны – это качества вселенской Природы (Пракрити). Саттва – это принцип [первооснова] чистоты и гармонии. Раджас – это принцип активности и движения. Тамас – это принцип инерции и вялости. Все три гуны всегда смешаны друг с другом и необходимы для существования всего, что составляет этот мир, включая и вас. Находясь в правильной пропорции, каждая гуна вносит свой вклад в ваше здоровье и в прогресс на духовном пути. Тамас необходим для спокойного сна, раджас побуждает к активности, а саттва содействует ясности ума и великолепию.

Хотя все три гуны действуют постоянно, ваша цель состоит в том, чтобы саттва играла ведущую роль, а тамас и раджас выполняли вспомогательную функцию, а не вызывали дисгармонию. Если преобладающей гуной в вашем уме является саттва, то раджас направит вас на правильные действия, а тамас наделит вас прекрасным сном. Таким образом, все три гуны становятся положительными. Однако если вы не развиваете в себе саттву, раджас уведёт вас от всего позитивного и направит жизненный поток на мелководье, а тамас будет тормозить развитие ваших умственных способностей.

Каждый день необходимо усиливать саттву, стимулировать её проявление посредством садханы (духовных занятий) и сатсанги (общения с духовными личностями). Всякий раз, когда ум становится рассеянным, направляйте его на конструктивную, интересную для вас тему, чтобы это захватило ваш ум и позволило всем остальным мыслям раствориться в этом мысленном потоке.

Но даже если саттва гуна преобладает в вас, вы всё равно остаётесь обусловленными умом и его проекциями. Поэтому ваша истинная духовная цель состоит в том, чтобы дать возможность саттве вывести вас за пределы всех трёх гун к состоянию тригуна тита – состоянию просветлённости, в котором вы превосходите гуны и полностью отождествляетесь с Абсолютным Я, или Брахманом.


Вопрос. Я всегда придавал тамасу негативный смысл.

Ответ. Нет. Три гуны ни позитивны, ни негативны. Они становятся негативными при дисгармоничном соотношении. Ваша цель состоит в том, чтобы привести их в состояние совершенной согласованности, когда саттва контролирует активность тамаса и раджаса.

Прежде всего нужно знать, что три гуны образуют всё, что находится во Вселенной, и являются божественными проявлениями Бога. Тамас связан с Господом Шивой, Разрушителем; раджас – с Господом Брахмой, Творцом, и саттва – с Господом Вишну, Вседержителем.

Если какая-нибудь гуна используется не должным образом, она становится негативной. В некоторых случаях даже саттва может оказаться такой же негативной, как и тамас. Предположим, что после долгого пребывания в стрессовом состоянии вы оказались на прекрасном острове и предались долгожданному покою. И вы почувствовали, что в вас пробудилась саттва. Но станете ли вы наслаждаться саттвическим покоем и безмятежностью, если вас вдруг охватит раджас, и вы начнёте планировать покупку дома на этом острове, чтобы предаваться такому покою каждый день? Ведь чтобы осуществить этот план, вам придётся побегать в банк, встречаться с юристами, заниматься оформлением документов и испытывать страх всякий раз, когда по новостям будут объявляют об очередном приближении урагана. В результате та саттва, которую вы испытали, может ввергнуть вас в омут таких иллюзий (моха), что и тамасу будет сделать не по силам.

Вот почему так важно, чтобы каждая гуна находилась в правильном соотношении с другими гунами. Но при этом нужно стремиться к тому, чтобы влияние саттвы постоянно нарастало – в разумных пределах, разумеется, – и саттва стала преобладающей в вас, а не случайным гостем. И когда саттва станет наконец мощной прочной основой вашей личности, вы сможете достичь такого состояния, когда превзойдёте и саттва гуну.

“International Yoga Guide” Vol. 54, NO. 8, April 2018






...

События и новости
2024-03-05С праздником Махашиваратри!

Ом Намах Шивайя! Коллектив Школы йоги Парашакти сердечно поздравляет друзей нашего сайта с праздником Махашиваратри, «Великой ночью Шивы», главным праздником последователей шиваизма, одного из трёх главных направлений индуистской религии. Он отмечается ежегодно за одну ночь до новолуния в феврале-марте постом, всенощным бдением, пением бхаджанов и киртанов, медитацией и поклонением Шиве как Махешваре, «Великому (личностному) Господу», Первичной Душе.

Наши занятия