Июнь 2023
Беседы у озера
Вопрос. Как Вы понимаете свободу воли и как она действует?
Свами Джьотирмайянанда. Свобода воли – это осознание того, что вы в состоянии изменять обстоятельства вашей жизни. Такое осознание приходит, когда разум очищается. Говоря языком йоги, это происходит по мере развития саттвы (чистоты; ясности), когда вы становитесь более гармоничной, цельной личностью, когда в ней начинает проявляться больше доброты, мира и удовлетворённости. Вы начинаете ощущать внутри себя могучую силу и осознавать, что вы на самом деле далеко не беспомощны и способны сделать всё, что действительно хотите. Поэтому, насколько вы способствуете развитию в себе саттвы, настолько вы будете испытывать свободу.
Однако, если ваш ум становится рассеянным (что происходит в плохой компании, или когда ум полон желаний, гнева и ненависти) тогда у вас начинает развиваться мысль, что вы зависите от судьбы и лишены сил преодолеть эту зависимость. Раджас (страсть; беспокойство) способствует такому упованию на судьбу. Когда же проявляется тамас (невежество; инерция), вашим умом начинают овладевать мысли, связанные с гневом, насилием, лицемерием и другими низкими чувствами, и вы теряете психологическую свободу, что неизбежно приводит к страданию.
Вопрос. Трансцендентальное Я, впав в неведение, запуталось в материальной природе этого мира. Как Брахман мог низойти до состояния ограниченности, породив тем самым круговорот рождения и смерти?
Свами Джьотирмайянанда. Чтобы понять, как Брахман сошел в пределы ограниченного, вы должны осознать, что всякий вопрос задаётся разумом, который сам по себе ограничен. Например, предположим, во сне вас пугает змея, и вы спрашиваете: «Откуда взялась эта змея?». И прежде чем вы успеваете найти ответ, вы просыпаетесь и понимаете, что приснившаяся змея была всего лишь иллюзией, как и весь сон! Ваш вопрос о происхождении змеи был актуален только в состоянии сна.
Точно так же обусловленный разум постоянно пытается найти удовлетворительные ответы на вопросы об этом мире. Однако по мере духовной зрелости приходит интуитивное понимание того, что нужно задавать вопросы самому разуму, задающему вопросы, а не продолжать тщетно искать ответы в иллюзорном царстве неведения.
Если у вас в руках фонарь, не стоит искать темноту и спрашивать, откуда она взялась или как долго существует. Дело в том, что, к вашему удивлению, темнота в присутствии света просто исчезнет.
Таким образом, веданта призывает духовного искателя практиковать медитацию и найти этот свет. Когда интуитивное знание развивается, вы понимаете, что в действительности вы никогда не пребывали во тьме, как и никогда не были в состоянии рабства. Это рабство было кажущимся, вызванным одной из форм иллюзии, одной из форм непонимания реальности. Веданта называет это неведением, и лечение этого неведения требует терпеливой и глубокой философской дисциплины разума.
International Yoga Guide. Vol. 60, No. 10, June 2023
...
Школа йоги «Парашакти» поздравляет всех йогинь и йогинов России с праздником Дасара (Наваратри)!
Дасара, или Нава-Ратри Пуджа (Почитание Бога как Матери), один из главных индуистских священных праздников во многих частях Индии известный как Дурга Пуджа. Это очень важный с духовной точки зрения праздник и один из самых долгих, длящийся десять дней в осенний период (сентябрь-октябрь). В последние годы Дасара празднуется и в странах Запада, где йогическая культура очень быстро развивается. Нава-Ратри Пуджа дословно означает «поклонение, длящееся девять дней и заканчивающееся на десятый».