Август 2021

Беседы у озера

Вопрос. Тело, ум и чувства всегда будут стремиться к приятному. Однако если сознание человека вышло за пределы тела, ума и чувств, если человек достиг высокой степени чистоты, возможно, даже просветления, что означает для него утверждение: «Аскетизм очищает мудрых»?

Свами Джьотирмайянанда. Эта фраза неоднозначна. Все заключённые в ней смыслы зависят от концепции аскетизма. Мудрец рассматривает своё тело, ум [манас] и интеллект [буддхи] как инструменты служения и время от времени прибегает к аскезе, когда видит, что гармония его инструментов нарушается.

Например, если миссия Мудреца (Sage) заключается в служении другим, то для её выполнения он должен обладать здоровым телом. Если его организм подвергся болезни или накопил токсины, то он примет все меры, чтобы вернуть тело в здоровое состояние, прибегнув к голоданию или другим методам. Это делается из практических соображений. Некоторые могут назвать это аскетизмом. Если Мудрец научился хорошо излагать мысли на бумаге, но вдруг прекратил писать, то со временем он может эту способность утратить. Чтобы достичь прежнего уровня, ему придётся вновь взяться за ручку и начать восстанавливать навык. Здоровье, таланты и навыки необходимо регулярно развивать и поддерживать. Это общий закон, применимый ко всем, независимо от того, просветлённый вы человек или нет.

Неважно, как пишет человек: с лёгкостью или с трудом, как он говорит: красноречиво или нет, он всё равно может быть просветлённым. Однакоесли даже это просветлённый человек, но он считает необходимым поработать над какой-то конкретной стороной своей личности, то он это делает.

Если кажется, что Мудрец практикует аскетизм, то это только с точки зрения масс. Например, предположим, что вы взяли за правило практиковать джапу ежедневно в течение двух часов. Со стороны это может выглядеть аскетизмом. Но что если вы наслаждаетесь этим временем, испытывая сверхнормальные переживания и восторг? Что если вы наслаждаетесь этим гораздо больше, чем если бы вы ели, пили или выкуривали сигару? Поэтому, как вы считаете, является ли это аскетизмом? Точно так же, если мудрец вдруг решит попоститься и объявит своим ученикам, что собирается на время оставить их и уединиться, они могут сказать, что он практикует аскетизм. Однако на самом деле уединение доставит ему такую радость, которую он не смог бы получить в других условиях.

В ведантистских учениях аскетизм имеет много удивительных значений, связанных с телом, речью и умом. Говоря в «Гите» об аскезе ума, Господь Кришна излагает эту мысль так: «Манах прасадах (бодрость и безмятежность), саумьятвам (кротость), маунам (безмолвие), атмавиниграха (контроль чувств) и бхава саншудхи (возвышенное состояние сердца) – это называется аскезой ума» («Гита» 17:16). Очевидно, что при таком глубоком понимании аскетизм перестаёт быть «аскетизмом» в обычном смысле!

Поэтому мудрецу нет нужды отказываться от восхитительной «аскезы» духовных практик, которые помогли ему прийти к Просветлению. Хотя он и достиг Мудрости – цели жизни, зачем ему отказываться от столь блаженной практики?

“International Yoga Guide” Vol. 58, No. 12, August 2021





...

События и новости
2024-11-01Такой знакомый незнакомый ретрит

В небольшом, но уютном городке Горячий Ключ Краснодарского края с 18 по 20 октября прошёл очередной 28-й ретрит нашей Школы. Шесть часов занятий в новом для нас зале пансионата «Берёзка» вылились в тринадцать часов интенсивного погружения в тему ретрита: «Медитация… и не только». Как бы в знак одобрения нашему йогическому мероприятию Природа подарила нам на все три дня хорошую погоду: безветренную, комфортную по температуре и солнечную в день отъезда.

Наши занятия