Январь 2024

Беседы у озера

Вопрос. Если индивидуальное начало человека должно быть преодолено, чтобы способствовать проявлению в нём духа универсальности, то не кажется ли Вам, что, поскольку Бог выражает Себя в бесконечных индивидуальных формах, возникает противоречие.

Свами Джьотирмайянанда. Здесь имеется в виду то, что ваше сознание хотя и преодолевает идею индивидуальности, но не разрушает присущую вашей человеческой природе индивидуальность. Хотя вы и остаётесь индивидуальностью, вы понимаете, что не являетесь, подобно волне в океане, отдельной реальностью. Поэтому любой другой человек также не является отдельной сущностью, но органически связан с универсальным принципом единства жизни. В противном случае к тому времени, когда мудрецы достигнут Самопознания, они просто растворятся, и тогда Самопознанию некому будет учить.

Для большего понимания предположим, что вы приобрели самолёт. Вы продолжаете жить в своём доме, но иногда вы садитесь в самолёт и улетаете за облака. Точно так же, расширяя своё сознание, вы сохраняете свою индивидуальность, но не ограничиваетесь ею. Вы позволяете своему разуму подняться за пределы вашей индивидуальности.

Вопрос. Каков духовный результат повторения Ом Тат Сат при выполнении работы?

Свами Джьотирмайянанда. В «Шримад-Бхагавадгите» объясняется, что любая работа должна начинаться в духе благочестия и в духе Ом Тат Сат. Если она не выполняется в этом духе, толку не будет. Кроме того, просто произнося эти слова, вы мало чего добьетесь.

Если говорить о ритуальной стороне дела, то это означает, что любую работу вы начинаете с Ом. Подразумевается, что перед началом любой работы вы сначала призываете Божественную Милость, рассматривая работу как возможность для вашего развития и как форму поклонения: «Я буду выполнять эту работу как предписанный мне свыше долг – с преданностью и пониманием». Поэтому вы не должны вынашивать в уме мысли получить личное вознаграждение. Именно в этом смысл обращения к Ом, когда вы приступаете к работе.

Во время работы сосредоточьтесь на Тат, что означает «Тот», или «Бог». Исполнитесь духом трансцендентности, причастности к Высшему: «Эту работу выполняю не я. Это Бог действует через меня». Поэтому, когда вы видите, что работа принесла плоды, не пойте дифирамбы своему эго, но прославляйте Божественный дух внутри себя. В этом и заключается внутренний смысл слова Тат.

По завершении работы наполните свой ум смыслом слова Сат. Сат означает Чистое Бытие. Сохраняйте ум в возвышенном состоянии, не позволяйте погружаться в мир с его путами.

Таков смысл выполнения работы в духе Ом Тат Сат. Чтобы помочь уму проникнуться этой мощной мистической формулой, мы произносим «Ом Тат Сат» при приветствии других, а также при выполнении любой работы.

Вопрос. Можно ли по внешним событиям делать какие-либо выводы о своём духовном состоянии или же следует просто игнорировать их, никак не связывая со своим духовным развитием?

Свами Джьотирмайянанда. Делать выводы на основе внешних обстоятельств и внутренних состояний – это часть закона эволюции. Внешние события являются барометром того, что происходит внутри. Вы не можете закрывать глаза на происходящее, да и не должны. Делая выводы, вы побуждаете себя двигаться вперёд, уделяя больше внимания своим мыслям, чувствам, словам и поступкам.

International Yoga Guide. Vol. 61, No. 5, January 2024



...

События и новости
2024-07-20ОМ ШРИ ГУРАВЕ НАМАХА!

Школа йоги «Парашакти» сердечно поздравляет всех учителей и учеников йоги с замечательным праздником – Вьяса Пурнимой. Согласно ведической традиции, именно в этот день был рожден великий мудрец Вьяса – «разделитель» Вед, автор древнеиндийского эпоса «Махабхараты» и священных пуран, основоположник философии веданты. Если в далеком прошлом в этот день духовные подвижники отдавали дань уважения исключительно Вьясе, как первому учителю, то впоследствии день Вьяса Пурнимы приобрел иные, гораздо более широкие масштабы и превратился в праздник всех учителей, академических в том числе. По этой причине он стал называться Гуру Пурнимой.

Гуру Пурнима отмечается ежегодно в полнолуние и выпадает на месяц Ашадх (июнь-июль). Это первый день годового периода Чатурмас («четырёх месяцев»), благоприятных для сельского хозяйства.

По всей Индии в ашрамах и монастырях в этот день совершаются специальные пуджи, посвященные гуру, поются духовные гимны, бхаджаны и ведические киртаны, читаются лекции и проводятся концерты и другие мероприятия. Особенно широко, с большим размахом отмечается этот праздник в ашрамах Свами Шивананды (Ришикеш) и Сатьи Саи Бабы (Прашанти Нилаям).

Этот день отмечается также в буддизме. Считается, что именно с него берёт начало буддийская религия, поскольку в этот день Будда Шакьямуни произнес свою первую проповедь в Сарнатхе, небольшом городке в 10 км к северу от Варанаси.

Этот день исключительно важен и для джайнов, ибо в этот день у Махавиры, основателя джайнизма, появился первый ученик, Гаутама (Индрабхути).

В качестве подарка прилагаем статью Свами Джьотирмайянанды «Гуру – свет в твоем сердце» в нашем переводе с английского языка.

Ом Намо Гурудэв Намо!

Наши занятия