Сентябрь 2020
Беседы у озера
Вопрос. Как согласовать эти два утверждения:
«Если вы плохо выполняете свои обязанности и думаете, что судьба автоматически будет благосклонна к вам, то со временем вас ждёт разочарование». (Из лекции Свами Джотирмаянанды о собственных усилиях).
«Не прилагайте усилий относительно работы: работать вам или не работать; ваши усилия – это рабство. То, чему суждено случиться, случится. Если вам суждено не работать, вы не будете работать, как бы ни стремились к этому. Если же вам суждено работать, вы не сможете избежать этого; вы будете заниматься этим в любом случае». (“Maharshi’sGospel: WorkandRenunciation”, byRamanaMaharshi).
Ответ. Первое утверждение относится к духовному искателю, который должен приложить собственные усилия, чтобы улучшить условия для своего развития. Второе утверждение относится к совершенному Мудрецу, который осознаёт связь своей воли с Космической Волей, и, следовательно, видит каждую ситуацию в мире так, как океан видит всплеск и падение своих волн; он безучастен к внешним событиям. Но, несмотря на внутреннюю непривязанность, Мудрец с практической точки зрения всегда использует собственные усилия.
Изучите жизнь Раманы Махарши. Ему пришлось приложить все усилия, чтобы найти подходящие условия для практики медитации и самадхи. Ему пришлось бороться за то, чтобы потом насладиться победой в виде Самореализации.
По мере того как собственные усилия постепенно трансформируются в мистическое движение к Освобождению, чувство эго теряет свою силу и возрастает признание Космического Я. То, что было усилием с точки зрения эго, не требует усилий с точки зрения Космического Я.
Если бы эго попыталось отказаться от всех своих усилий, это было бы само по себе усилием. Эгоистическая свобода от усилий – это не что иное, как лень и пассивность, ведущие к разочарованию и созданию психических комплексов.
Вопрос. Знает ли дживан-мукта (Мудрец, достигший Освобождения при жизни), какой объём прарабдха-кармы (кармического плана на текущую жизнь) ему осталось испытать?
Ответ. Он может это знать. Но, с другой стороны, у него нет причин желать этого. Иногда раджа-йог, не являющийся дживан-муктой, может использовать определённую технику, чтобы узнать, сколько ему осталось жить в настоящем воплощении. В принципе, практикуя эту технику, любой может получить такое знание. Однако у дживан-мукты нет причин получить эту информацию. Его не волнует, когда он умрёт или как долго он проживёт.
“International Yoga Guide” Vol 58, No. 1, September 2020
...
В небольшом, но уютном городке Горячий Ключ Краснодарского края с 18 по 20 октября прошёл очередной 28-й ретрит нашей Школы. Шесть часов занятий в новом для нас зале пансионата «Берёзка» вылились в тринадцать часов интенсивного погружения в тему ретрита: «Медитация… и не только». Как бы в знак одобрения нашему йогическому мероприятию Природа подарила нам на все три дня хорошую погоду: безветренную, комфортную по температуре и солнечную в день отъезда.