Апрель 2022

Беседы у озера

Вопрос. Когда джняна-йогам открывается интуитивное знание, испытывают ли они наряду с этим любовь и преданность Богу, а когда бхакти-йоги пребывают в состоянии всеобъемлющей любви, обретают ли они одновременно с этим интуитивное знание? Или каждый из них должен сначала достичь Самопознания?

Свами Джьотирмайянанда. Процесс духовного развития идёт по четырём направлениям: воли, чувств, разума и действия. Вы продвигаетесь по этим четырём направлениям одновременно, хотя акцент можете делать на каком-либо одном из них.

Вы можете быть карма-йогом на протяжении всей своей жизни, но внутренне вы будете также совершенствоваться как бхакта и как джнани. Точно так же, если вы склонны развивать душевную сторону своей природы или делаете упор на медитацию, ваш разум также будет совершенствоваться, становиться более тонким, возможно, даже без вашего ведома или осознания этого факта, и вы будете всё глубже и глубже постигать суть вещей. Истинный бхакта автоматически становится великим философом. Вы не сможете успешно продвигаться ни по одному из путей йоги в отрыве от других трёх. Необходим баланс и интеграция всех четырёх путей.

Рамакришна, который следовал путём любви и преданности Богу, был великим учителем философии веданты. Он достиг высшей степени утончённости разума посредством силы любви и преданности. С другой стороны, Шанкарачарья, шедший путём мудрости, достиг невообразимых высот благочестия (devotion). Когда интеллект обретает особую утончённость, поверхностные чувства перестают возникать в сердце; оно становится источником спонтанно возникающих и бьющих волнами Божественных чувств.

Итак, согласно священным текстам, человеческая личность формируется и развивается на четырёхсторонней основе (воля, чувства, разум и действие). На практике же все четыре пути синхронизируются; вы не сможете продвинуться вперёд, если все четыре пути развития не интегрированы в вас самих.

Вопрос. Многие начинающие задают такой вопрос: «Если этот мир сон, то почему человек должен прилагать какие-то усилия»?

Свами Джьотирмайянанда. Потому что человеку нравится просыпаться от неприятного сна! Этот мир определённо не является радостным сном, и человек должен прилагать постоянные усилия к тому, чтобы пробудиться от него. Чем настойчивее эти усилия, тем обильней, в качестве помощи, нисходит на него Божественная Милость.

Философия веданты говорит о трёх типах реальности:

1)обыденная реальность, которая поддерживает повседневную жизнь человека;

2)кажущаяся реальность, выражающаяся, например, в сновидческой иллюзии;

3)Трансцендентная Реальность, которая есть Брахман, или Абсолют. Она должна быть осознана посредством интуитивного видения.

Согласно ведантической философии, мир – это иллюзия, подобная сну, когда, образно говоря, безобидная веревка в полумраке принимается за змею. Даже современные учёные придерживаются аналогичной точки зрения: мир не совсем таков, каким его воспринимают органы чувств.

Чтобы пробудиться от сна феноменального мира, человек должен стремиться очистить свой ум с помощью Карма-йоги (действия), устранить отвлекающие факторы подсознания с помощью поклонения Богу и медитации и посредством этого преобразовать разум в интуицию. Когда духовный искатель прилагает такие поистине священные усилия через Интегральную йогу, радость награды превосходит всякое умственное воображение!

“International Yoga Guide” Vol. 59, No. 8, April 2022



...

События и новости
2024-07-20ОМ ШРИ ГУРАВЕ НАМАХА!

Школа йоги «Парашакти» сердечно поздравляет всех учителей и учеников йоги с замечательным праздником – Вьяса Пурнимой. Согласно ведической традиции, именно в этот день был рожден великий мудрец Вьяса – «разделитель» Вед, автор древнеиндийского эпоса «Махабхараты» и священных пуран, основоположник философии веданты. Если в далеком прошлом в этот день духовные подвижники отдавали дань уважения исключительно Вьясе, как первому учителю, то впоследствии день Вьяса Пурнимы приобрел иные, гораздо более широкие масштабы и превратился в праздник всех учителей, академических в том числе. По этой причине он стал называться Гуру Пурнимой.

Гуру Пурнима отмечается ежегодно в полнолуние и выпадает на месяц Ашадх (июнь-июль). Это первый день годового периода Чатурмас («четырёх месяцев»), благоприятных для сельского хозяйства.

По всей Индии в ашрамах и монастырях в этот день совершаются специальные пуджи, посвященные гуру, поются духовные гимны, бхаджаны и ведические киртаны, читаются лекции и проводятся концерты и другие мероприятия. Особенно широко, с большим размахом отмечается этот праздник в ашрамах Свами Шивананды (Ришикеш) и Сатьи Саи Бабы (Прашанти Нилаям).

Этот день отмечается также в буддизме. Считается, что именно с него берёт начало буддийская религия, поскольку в этот день Будда Шакьямуни произнес свою первую проповедь в Сарнатхе, небольшом городке в 10 км к северу от Варанаси.

Этот день исключительно важен и для джайнов, ибо в этот день у Махавиры, основателя джайнизма, появился первый ученик, Гаутама (Индрабхути).

В качестве подарка прилагаем статью Свами Джьотирмайянанды «Гуру – свет в твоем сердце» в нашем переводе с английского языка.

Ом Намо Гурудэв Намо!

Наши занятия