Ноябрь 2020
Беседы у озера
Вопрос. Каков, на Ваш взгляд, наилучший способ обуздать требовательное эго?
Свами Джьотирмайянанда. Эго подобно очагу урагана. Когда ум беспокоен, осознание эго и его требований возрастает. Сила ветра зависит от наличия очага, и поэтому, если есть ураган, то есть и очаг. Когда ум спокоен и радостен, очаг напряжения рассеивается, и ураган эго превращается в тихую мелодию.
Способствуйте психической интеграции посредством практики Интегральной йоги, сосредотачиваясь на всех четырёх сторонах вашей личности: разуме, воле, эмоциях и действии. Наивысшим методом обуздания эго является духовное исследование «Кто я?», осуществляемое спокойным умом.
Вверение себя Богу ведёт к духовному поиску. Вверение Богу – это осознание той истины, что всё, происходящее в жизни, является частью Божественного Плана, призванного помочь душе развиваться. Когда ребёнок, учась ходить, падает, он с каждым разом всё более настойчиво встаёт и пытается идти. Благодаря этому, он начинает не только ходить, но и бегать. Способность увидеть мудрость в сложных обстоятельствах побуждает человека взобраться на духовную гору. Служение человечеству прокладывает путь к божественному смирению. Чтобы обуздать требовательное эго, введите в свою ежедневную практику бескорыстное служение людям, медитацию, благочестие и духовные размышления.
Вопрос. Существует ли такая вещь, как объективная реальность? Можно ли её обнаружить или измерить?
Свами Джьотирмайянанда. Мудрость и та же наука постигаются по мере развития интеллекта. Если бы ребёнок спросил вас: «Почему идёт дождь?» и вы начали бы подробно, во всех деталях, описывать процесс формирования облаков, как они поднимаются и конденсируются с изменением температуры, вы просто вызвали бы головную боль у ребёнка. В Индии, например, есть более простое объяснение: ребёнку рассказывают, что дождь возникает, когда бог Индра, ударяя в барабаны и бросая молнии, гонит своих слонов в небо.
Даже самые передовые научные знания остаются ограниченными, потому что наука находится в процессе постоянного развития. Сегодняшние знания через 30 лет будут рассматриваться как устарелые. А через 100 лет люди скажут, что мы жили в тёмные века. Пока ваш разум ограничен, вы создаёте двойственность субъективной и объективной реальности. Просветлённый разум видит всё иначе.
Понять это можно легко на примере сна. Если вы во сне чувствуете себя несчастным, то это несчастье – ваша субъективная реальность. Когда вы просыпаетесь и видите счастливых людей вокруг себя, то это ваша объективная реальность. Тем не менее, как объективная реальность в состоянии бодрствования, так и субъективная – в вашем сне, всё ещё являются частью сна. Следовательно, их не существует, поскольку обе они относительны, изменчивы. Точно так же субъективная и объективная реальности не существуют в недвойственности Брахмана.
“International Yoga Guide” Vol. 58, No. 3, November 2020
...
В небольшом, но уютном городке Горячий Ключ Краснодарского края с 18 по 20 октября прошёл очередной 28-й ретрит нашей Школы. Шесть часов занятий в новом для нас зале пансионата «Берёзка» вылились в тринадцать часов интенсивного погружения в тему ретрита: «Медитация… и не только». Как бы в знак одобрения нашему йогическому мероприятию Природа подарила нам на все три дня хорошую погоду: безветренную, комфортную по температуре и солнечную в день отъезда.