Июнь 2019
Беседы у озера
Вопрос. Какую ответственность перед другими людьми несём мы, ученики веданты?
Ответ. У некоторых учеников веданты, когда им говорят, что мир – это всего лишь иллюзия, развивается ошибочное мнение, что во всём происходящем в этом мире нет никакой ценности, и человеческие отношения не следует воспринимать всерьёз. Но это не так. Чтобы быть настоящим учеником веданты, стремящимся стать единым с Брахманом, нужно научиться осознавать в жизни даже мельчайшие детали. Поэтому ни одна сторона вашей жизни не должна остаться вне вашего внимания. А для этого следует научиться искусству карма-йоги, или самоотверженного служения, предполагающего выполнять свои обязанности самым наилучшим образом. Таково учение, которое Господь Кришна излагает Арджуне в «Гите».
Поэтому вместо того чтобы думать: «Коль скоро всё вокруг иллюзия, я не хочу иметь ко всему этому никакого отношения», ученик веданты спрашивает: «Как мне улучшить моё отношение к друзьям и близким, чтобы достойно служить пребывающему в них Богу?» Веданта учит человека проявлять в отношениях с другими людьми живое участие и понимание. Она рассматривает все человеческие взаимосвязи как возможность выразить заложенную в вас Божественность и служить этой Божественности в тех людях, с которыми вас сталкивает жизнь.
В каждой личности, в каждом живом существе живёт Бог. Это относится не только к людям, но и к животным. Поэтому, если вы слышите крики животного, попавшего в беду, помогите ему, если можете, и сделайте это с открытым сердцем, даже если впервые видите это животное.
Чтобы сорвать плод Самопознания, нужно много и добросовестно трудиться над его взращиванием. Если вы хорошо выполняете свои обязанности, ваше сердце остаётся открытым. Готовность с великодушным сердцем прийти на помощь людям и другим живым существам позволяет вашему интеллекту расцвести и не даёт мохе (заблуждению) охватить ваш разум и проявиться в нём гневу, беспокойству и другим негативным эмоциям. С другой стороны, если вы относитесь к своим обязанностям небрежно и не испытываете к своим близким глубокой любви, вас всегда будет преследовать чувство сожаления. У вас останется ощущение чего-то недостающего, и ваш ум всегда будет открыт для беспокойства и тревоги. Применяя учение веданты в своей жизни, вы сможете насладиться чувством довольства, возникающим, когда ваши отношения с другими находятся на высоком уровне, а ваши практические дела эффективно ведутся вами.
Вопрос. Является ли эго постоянной мысле-волной?
Ответ. Да. Если вы сосредоточитесь на вашем обусловленном уме, то заметите, что, когда ум функционирует, он создаёт центр, ядро. Этот фиктивный, надуманный центр и есть эго, а все ваши переживания являются мысле-волнами ума, связанными с этим эго. Эго само по себе является своего рода мысле-волной ума, а мысле-волны в процессе вашей жизни – прошлого, настоящего и будущего – создают иллюзию эго.
Раджа-йога даёт вам возможность углубить свои знания в этом вопросе и изучить различные виды вритти, или мысле-волн. Когда вы утверждаете своё ограниченное «я», это называется ахам-вритти, или мысль эго. Другими словами, эго и обусловленный ум тесно связаны друг с другом, но, когда вы достигаете Просветления или находитесь на пути к Просветлению, ваше эго претерпевает изменения. Из тамасического (вялого, негативного) оно превращается в раджасический (направленный вовне, рассеянный), а из раджасического – в саттвический (чистый, гармоничный). Как только эго стало саттвическим, оно перестаёт быть препятствием для вас.Оно становится вашим лучшим другом. Поэтому, когда мы говорим: «Избавьтесь от эго», мы не имеем в виду, что вы должны полностью лишиться его. На самом деле это означает, что эго должно подвергнуться трансформации. Оно утверждает: «Я буду посещать сатсанги (духовные собрания). Я буду выполнять мою садхану (духовные дисциплины). Я дам возможность Божественности расцвести во мне и достичь Богопознания». Эго, которое эволюционирует от тамасического и раджасического к саттвическому, в высшей степени прекрасно. У эго так много общего с рекой, стремящейся к океану, чтобы навсегда слиться с ней.
“International Yoga Guide”, Vol. 56, No. 10, June 2019