Декабрь 2024

Беседы у озера

На вопросы отвечает Свами Джьотирмайянанда


Вопрос. Когда выбирать действие, а когда – бездействие, чтобы карма сложилась в вашу пользу?

Ответ. Это требует глубокого изучения «Гиты», поскольку здесь нет чёткой линии разграничения. Выбор правильного действия – это искусство. Он не подчиняется жёстким правилам. Та же карма (действие), которую вы выполняете в повседневной жизни, подспудно воздействует на ваше сердце. Выполненная с правильным отношением, она очищает ваше сердце. По мере очищения сердца вы постепенно переходите от действия (кармы) к бездействию (акарме).

Позитивная карма позволяет вашему сердцу расслабиться. Мы называем это очищением ума (читта-шуддхи). Читта-шуддхи открывает дверь к пониманию того, что, хотя вокруг вас происходит множество событий, внутренне вы остаётесь неизменным. Вы продолжаете открывать для себя истину: «Я – небо». Это называется акарма. Тогда ваши действия и их плоды воспринимаются так, словно они лишь проплывающие облака.

Обычно люди неправильно понимают смысл читта-шуддхи. Цель жизни, которую вы ставите перед собой, заключается не только в том, чтобы ваши планы увенчались успехом, – это второстепенно. Настоящая же цель состоит в том, чтобы ваше сердце наполнилось и расширилось. Именно этот процесс внутреннего расширения сердца приводит к откровению: «Я есть То». И тогда ваши действия не будут противоречить этому откровению.

Будучи духовным искателем, вы качественно преобразуете ваши действия, привнося в вашу жизнь больше чистоты (саттвы), благодаря чему вы начинаете понимать, что делать, а что не делать. По мере возрастания саттвы вы начинаете испытывать всё большее внутреннее удовлетворение, открывающее окно к Богу внутри вас. Внешне ничего не меняется, кроме неуклонного повышения качества ваших действий.

Облака плывут по небу, но не оказывают на него никакого влияния. Точно так же человек, пока жив, будет продолжать совершать действия, но это никак не влияет на его Просветление. Вот почему просветленные Мудрецы продолжают выполнять свои обязанности, не чувствуя необходимости в перерыве. Они интенсивно трудятся, сохраняя при этом высокую трудовую этику, и демонстрируют динамичную активность. Примером может служить мудрец Вальмики. Уже достигнув Просветления, он посвятил себя писательскому труду, став автором многих томов.

Вопрос. Всегда ли мы идём лишь по одному пути, например по пути прейи или шрейи, или они как-то переплетаются?

Ответ. Они всегда переплетаются. Подобно тому, как переплетаются между собой три качествообразующие природные начала (гуны), преобладающая гуна придаёт характер их сочетанию. Если преобладает гуна чистоты (саттва), значит, вы на правильном пути. Иначе говоря, если преобладает положительное качество, вы идёте по пути шрейи (то, что приносит благо); в противном случае* вы идёте по пути прейи (то, что доставляет удовольствие). Компоненты, составляющие путь, сохраняются до тех пор, пока вы не достигнете трансцендентного состояния.


* То есть, когда преобладает раджас (гуна динамизма, порождающая страсть, беспокойность, неуравновешенность) или тамас (гуна инерции, порождающая невежество, угрюмость, леность). – Примеч. пер.

InternationalYogaGuide. Vol. 62, No. 4, December 2024



...

События и новости
2024-12-31С Новым 2025 годом!

Хари Ом Тат Сат!
Дорогие мои ученики и благословенные читатели сайта Школы йоги «Парашакти»!
Сердечно поздравляю всех вас и ваши семьи с Новым 2025 годом!

Наши занятия